Государственная политика в субъекте РФ в сфере утилизации отходов – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления по реализации правовых, организационных, административных и иных мероприятий, направленных на обеспечение условий для уничтожения непригодных предметов и веществ экологически безопасным образом, в том числе посредством вторичной переработки отходов как сырья для получения энергии и материалов.
Значение государственной политики в сфере утилизации отходов
В России, как и на остальном мировом пространстве, приобретают все большую актуальность проблемы размещения и переработки твердых коммунальных отходов, количество которых постоянно растет. Так, на территории страны каждый год образуется более 70 млн тонн твердых коммунальных отходов и только около 10% из них подлежат утилизации; остальные отходы размещаются на несанкционированных свалках, полигонах. Это, в свою очередь, приводит к:
- загрязнению природной среды;
- выведению из хозяйственного оборота земельных ресурсов;
- загрязнению и деградации почв;
- загрязнению грунтовых вод;
- загрязнению атмосферного воздуха.
Отсутствие эффективной государственной политики в рассматриваемой сфере неизбежно ведет к ухудшению экологической обстановки на территории страны. Именно поэтому усилия органов власти сегодня должны быть направлены на разработку и внедрение эффективной модели управления процессом обращения с твердыми коммунальными отходами. Так, в частности, для разработки эффективной отечественной политики в области обращения с отходами целесообразно использовать механизмы, методы и инструменты, положительно зарекомендовавшие себя в практике зарубежных государств, позволившие сократить негативное влияние отходов на экологическую обстановку посредством преобразования части отходов в материалы и энергию в ходе вторичной переработки.
Глава государства в ежегодном послании Федеральному собранию отмечал необходимость преодоления проблемы управления утилизацией отходов. К числу региональных территорий, которые испытывают наибольшие трудности с размещением и переработкой отходов, относятся:
- Московская область;
- Ленинградская область;
- Волгоградская область;
- Пермская область;
- Свердловская область;
- Томская область;
- Челябинская область и др.
Опыт утилизации отходов в зарубежных странах
В отечественной теории и практики публичного управления вопросы обращения с отходами, вопросы их размещения и утилизации остаются мало разработанными. Это, в свою очередь, актуализирует исследование и применение в условиях российской действительности положительного опыта зарубежных стран. Так, сегодня страны Европейского сообщества, Япония, США активно внедряют новую безотходную концепцию обращения отходов, которая предполагает следование двум основным правилам:
- нельзя направлять на захоронение те отходы, которые можно сжечь, уничтожить;
- нельзя сжигать те отходы, которые можно переработать.
В Европейском союзе система управления утилизацией отходов включает в себя несколько уровней:
- предотвращение возникновения отходов. Это наиболее рациональный метод, который позволяет реализовать концепцию бережливого производства, когда материалы, используемые для создания продукта биологически разлагаемые и могут вторично перерабатываться после использования;
- сокращение объемов образования отходов;
- переработка – это базовое правило управления отходами в европейских государствах. Если отходы соответствуют определенным критериям, то они используются как побочный продукт и возвращаются в производственные процессы. Так, сегодня на территории Европейского союза переработка отходов в энергетической сфере стала прибыльным бизнесом, например, в Швеции сжигается около половины всех отходов, а на свалки направляются около 4 % от всего объема отходов.
Перспективы совершенствования государственной политики в субъекте РФ в сфере утилизации отходов
Россия сегодня значительно отстает от развитых стран по эффективности управления в сфере утилизации отходов. При этом объем отходов, направляемых на захоронение остается крайне высоким. Глава государства подписал документ о создании единого оператора по отходам – российского экологического оператора, который как публично-правовая компания функционирует на всей территории страны, но базируется в столице.
В соответствии с внедряемой в России концепцией управления отходами процесс такого управления должен включать в себя следующие стадии:
- определение целей управления отходами;
- формирование структурно-функциональной модели управления, которая позволит распределить компетенцию и ответственность между элементами механизма публичного управления и элементами общества;
- утверждение принципов функционирования системы управления в области обращения с отходами.
Можно выделить два основных уровня публичного управления в рассматриваемой сфере:
- на федеральном уровне в рассматриваемой сфере задачи публичного управления решает Министерство природных ресурсов и экологии страны, российский экологический оператор;
- на региональном уровне управления задачи по управлению отходами решают уполномоченные региональные органы и региональные операторы.
При этом на губернатора возлагается ответственность за реализацию реформ в сфере управления отходами на региональной территории. Уполномоченные региональные органы определяют подрядную организацию, которая создает территориальную схему обращения с отходами. Профильным федеральным министерством разработан специальный проект, который содержит конкретные требования к территориальным схемам обращения отходов, к составу и содержанию таких схем. Документ утверждает уполномоченный региональный орган. Региональная схема рассматривается в качестве базы для деятельности в сфере обращения с отходами на региональной территории. В свою очередь, практика региональных территорий учитывается при формировании единой электронной карты системы обращения с отходами на территории страны.