Совершенствование государственной кадровой политики – это меры, реализуемые органами государственного управления с целью повышения эффективности кадрового обеспечения государственной службы, формирования кадрового резерва и создания условий роста результативности функционирования государственной службы.
Сущность государственной кадровой политики
Кадровые ресурсы представляют собой основные источники конкурентных преимуществ системы государственного управления.
Кадровая политика – это важнейший аспект развития государственной власти, занимающий ключевую позицию в любых направлениях реализации государственной политики, эффективность осуществления которой напрямую зависит от профессионализма, опыта и предприимчивости государственных служащих.
Длительное время государственная служба характеризовалась низким уровнем привлекательности, в связи с тем, что по сравнению с коммерческим сектором могла предложить сравнительно невысокий уровень заработной платы. Однако в связи с развитием экономического кризиса, введением экономических санкций со стороны западных стран, влиянием пандемии коммерческий сектор российской экономики переживает в настоящее время не лучшие времена. В связи с этим растет привлекательность государственной службы, которая обеспечивает получение гарантированного и стабильного дохода, нормальные условия труда. Проводимые опросы показывают, что к несению государственной службы готов каждый пятый россиянин, среди молодежи данный показатель даже выше – на несение государственной службы готов каждый третий из опрошенных.
Несмотря на это, государственная кадровая политика сталкивается с рядом существенных проблем, которые требуют своего решения.
К числу основных проблем государственной кадровой политики можно отнести следующие:
- во-первых, высокий уровень текучести государственных служащих;
- во-вторых, низкий уровень мотивации государственных служащих;
- в-третьих, низкий уровень эффективности выполняемой работы;
- в-четвертых, несовершенная система профессионального развития государственных служащих.
Направления совершенствования государственной кадровой политики
Наличие проблем в реализации государственной кадровой политики требует разработки мер, направленных на ее совершенствование.
Основным направлениям совершенствования государственной кадровой политики является разработка и внедрение современных методик отбора претендентов на замещение вакансий в системе государственной гражданской службы. Применение профессиональных методик оценки претендентов на замещение должностей государственной службы позволит осуществлять подбор государственных служащих в соответствии с их способностями, потенциалом, возможностями и осуществлять профессиональную расстановку государственных кадров. Эта мера позволит оптимизировать государственную службу с точки зрения роста эффективности и производительности каждого государственного служащего.
Также перспективным направлением совершенствования государственной кадровой политики выступает система психологического тестирования претендентов на замещение вакансий государственной службы. Психологические тесты должны оценивать способность будущих государственных служащих к спокойному и адекватному взаимодействию с гражданами, представителями хозяйствующих субъектах, другими государственными служащими. Также психологические тесты позволят отбирать для несения государственной службы наиболее мотивированных и подходящих сотрудников.
Реализация этой меры совершенствования государственной кадровой политики требует введения на законодательном уровне термина «психологическая годность к несению государственной службы».
Практическая реализация этой задачи подразумевает организацию контрактного обслуживания органов государственного управления соответствующими психоневрологическими диспансерами, специалисты которых способны провести адекватную профессиональную оценку будущих государственных служащих.
Также целесообразность такой психологической оценки следует рассмотреть в качестве вступительного испытания при поступлении абитуриентов на обучение в ВУЗы по профилю «Государственное управление».
В поддержку этой меры следует разработать психологические профили различных должностей в системе государственной службы. Эти профили позволят оценить соответствие каждого кандидата определенным критериям должности, на которую он претендует.
Психологическая оценка кандидатов на замещение должностей государственной службы позволит:
- во-первых, отсеять лиц, неспособных к осуществлению данного вида деятельности;
- во-вторых, осуществить эффективную расстановку кадров, позволяющую получить максимальную отдачу от функционирования государственной службы;
- в-третьих, наладить эффективное взаимодействие с обществом за счет подбора профессиональных и психологически устойчивых государственных служащих.
Также направлением совершенствования государственной кадровой политики можно считать обеспечение определенного уровня универсальности государственных служащих за счет их регулярной ротации в рамках должностей, допустимых психологическим профилем. Ротация государственных служащих позволяет обеспечить накопление опыта, знаний, расширить кругозор сотрудников. В результате ротации увеличивается количество неформальных контактов, обеспечивается полное понимание всего рабочего процесса государственного управления. Эта мера совершенствования государственной кадровой политики позволяет осуществить подготовку руководящих кадров, их заместителей, начальников отделов и направлений государственного управления.
Еще одним направлением совершенствования государственной кадровой политики является формирование системы стажировки студентов и выпускников вузов в органах государственного управления. Стажировка призвана обеспечить получение начального практического опыта государственного управления, оценить способности будущих специалистов, предоставить дополнительную возможность для поиска работы молодым специалистам.