Совершенствование деятельности органов публичной власти в области муниципального контроля – это совокупность мер, направленных на обеспечение эффективного и прозрачного функционирования органов публичной власти при осуществлении муниципального контроля.
Сущность и значение муниципального контроля
Реформирование деятельности контрольно-надзорного характера отнесено российским президентом в состав приоритетных направлений стратегического развития государства. В этом смысле осуществление работы ведется в разрезе трех направлений:
- во-первых, актуализация обязательных требований за счет реализации «регуляторной гильотины»;
- во-вторых, формирование нового механизма осуществления деятельности контрольно-надзорного характера;
- в-третьих, обновление законодательства в сфере административных правонарушений.
Реформы обеспечивают обновление идеологии работы системы надзора и контроля в российском государстве, призваны сокращать риски для здоровья и жизни граждан посредством перехода к современным моделям контроля. В качестве основного показателя эффективности муниципального и государственного контроля должны выступать снижение ущерба от нарушения ценностей, охраняемых законодательством, и снижение барьеров для развития предпринимательской деятельности.
Муниципальный контроль выступает в качестве важнейшего элемента общерегуляторной государственной политики, оказывая заметное воздействие на различные сферы общественной жизнедеятельности, включая благоустройство, земельные отношения, архитектурную составляющую населенных пунктов, качество природной среды, развитие среднего и малого бизнеса и другое. Указанные сферы жизнедеятельности оказывают прямое влияние на качество жизни населения. В связи с этим муниципальный контроль нуждается в четком и понятном месте в системе регуляторной государственной политики, его формы призваны обеспечивать достижение провозглашенных целей.
Российская Конституция называет в качестве источника власти население страны, которое может реализовать эту функцию в непосредственной форме или через органы государственного и муниципального управления. Органы муниципального управления обеспечивают осуществление специфической деятельности публичной власти в форме принуждения. Для реализации своих функций органы муниципального управления наделены рычагами принуждения к порядку, позволяющими обеспечить функционирование механизма муниципального контроля.
Направления совершенствования деятельности органов публичной власти в сфере муниципального контроля
Муниципальный контроль характеризуется рядом проблем, которые не обеспечивают эффективного функционирования этого института публичной власти. К числу таких проблем можно отнести:
- во-первых, отсутствие общей концепции и понимания перспектив развития муниципального контроля;
- во-вторых, отсутствие четкого перечня видов муниципального контроля;
- в-третьих, наличие несовершенства механизмов взаимодействия органов муниципального и государственного управления при реализации контрольных действий;
- в-четвертых, проблемы соотношения норм права относительно государственного и муниципального контроля, законодательства об административных правонарушениях.
Решение вышеперечисленных проблем и представляет собой направления совершенствования деятельности органов публичной власти при осуществлении муниципального контроля.
Одним из основных направлений совершенствования действий органов публичной власти в области муниципального контроля является четкое понимание места этого контроля в общей контрольно-надзорной системе. На сегодняшний день этот вопрос решен следующим образом: осуществление муниципального контроля ограничено рамками полномочий органов муниципального управления по решению вопросов местного уровня. Это обеспечивает отграничение муниципального контроля от иных видов контрольно-надзорной деятельности за счет исключительности вопросов местного уровня.
Эффективность муниципального контроля и действий органов публичной власти в этой сфере ограничена размытостью видов муниципального контроля, отсутствием их четкого перечня. Это не способствует повышению ответственности и муниципальных органов власти за реализацию контрольных мероприятий, обеспечивает возможность необоснованного давления на органы муниципального управления со стороны прокуратуры.
Недостатком современного законодательства в сфере муниципального контроля как раз является отсутствие такого перечня видов и форм муниципального контроля. В законодательстве содержится перечень общих оснований для установления видов муниципального контроля, предусмотрено установление видов контроля соответствующими федеральными законами, определяющими их наименование и отнесение к сфере финансового контроля.
Также мерами совершенствования является создание единого реестра видов муниципального контроля. При этом специалисты отмечают, что недостаточно ясности в вопросе правового регулирования отдельных видов контроля, в том числе и муниципального, например, контроля в сфере благоустройства.
Кроме того, существует проблема взаимосвязи отраслевых законов с вопросами местного значения, что затрудняет возможность четкого выделения видов муниципального контроля в указанных отраслях.
Законодательство допускает возможность наделения органов муниципального управления полномочиями по реализации отдельных видов государственного и регионального контроля.
Муниципальный контроль нуждается в совершенствовании на локальном уровне за счет разработки соответствующих положений об определенных видах муниципального контроля. Отраслевым ведомствам необходимо разработать методические рекомендации, позволяющие муниципальным органам публичной власти сформировать такие положения в едином формате.
Еще одной мерой по совершенствованию деятельности органов публичной власти в сфере муниципального контроля является необходимость упрощения согласовательных процедур, повышения прозрачности контрольных мероприятий, ужесточения требования к отчетности по результатам этих мероприятий, предотвращение использования механизмов контроля, не предусмотренных законодательством.