Совершенствование деятельности Министерства промышленности и науки – это деятельность руководства, специалистов и иных сотрудников данного Министерства, направленная на повышение эффективности его функционирования и продуктивное решение задач его деятельности.
Сущность и назначение Министерства промышленности и науки
Министерство промышленности и науки – это федеральный орган власти исполнительного характера, функционировавший в России в период с 2000 по 2004 годы.
Данное Министерство было ориентировано на осуществление разработки и реализации государственной научно-технической, промышленной и инновационной политики, установление методов и путей регулирования этой политики на условиях эффективности, способных обеспечить достижение социально-экономического прогресса и устойчивого развития государства, а также координировать деятельность в указанных сферах других исполнительных органов власти федерального уровня.
Основы деятельности данного Министерства составляли требования российской Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений российского Президента, постановлений и распоряжений российского Правительства. Также правовую базу функционирования Министерства составляло Положение «О Министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации».
Министерство промышленности и науки было призвано решать следующие задачи:
- во-первых, разрабатывать и реализовывать единую государственную промышленную, инновационную и научно-техническую политику, совершенствовать формы и механизмы реализации этой политики с целью обеспечения роста конкурентоспособности отечественных предприятий, отраслей экономики и социальной сферы, которые входили в сферу ведения Министерства;
- во-вторых, обеспечивать государственное регулирование и структурные преобразования в различных отраслях промышленности, например, химической, биотехнологической, медицинской, металлургической и так далее, совместно проводить с другими органами исполнительного характера федерального уровня единую государственную научно-техническую политику в сфере реформирования и развития оборонной промышленности;
- в-третьих, анализировать финансово-экономическое состояние науки и промышленности, разрабатывать соответствующие материалы по комплексному прогнозированию социально-экономического развития государства в рамках отраслей и регионов;
- в-четвертых, разрабатывать совместно с заинтересованными исполнительными органами власти федерального уровня предложения, направленные на формирование государственной политики в сфере инновационного, промышленного, научного и технического сотрудничества с другими странами и обеспечивать ее реализацию;
- в-пятых, разрабатывать совместно с заинтересованными исполнительными органами федерального уровня, Российской академией наук приоритетные направления развития техники, науки, промышленности;
- в-шестых, обосновывать и обеспечивать научное сопровождение принимаемых решений, направленных на обеспечение устойчивости государственного развития, его потребностей и безопасности населения, сохранение окружающей среды, научно-технического развития и так далее;
- в-седьмых, разрабатывать и осуществлять меры по сохранению и развитию научно-технического и промышленного потенциала государства, обеспечивать его рациональное использование и адаптацию к условиям рынка;
- в-восьмых, формировать и реализовывать механизмы государственной поддержки промышленности, науки, инноваций;
- в-девятых, формировать возможности для эффективного использования бюджетных средств выделяемых на проведение исследований фундаментального характера, и так далее.
Направления совершенствования деятельности Министерства промышленности и науки
Период функционирования Министерства промышленности и науки сопровождался реализацией мер, направленных на совершенствование деятельности этого Министерства. Руководство Министерства промышленности и науки стремилось к повышению эффективности деятельности этого Министерства при решении задач, поставленных перед ним государством.
В качестве направлений совершенствования деятельности Министерства промышленности и науки можно обозначить:
- во-первых, стремление к организации объединенной работы всех органов власти федерального уровня, заинтересованных в развитии науки, техники, промышленности и инноваций на территории российского государства. В этом случае Министерство промышленности и науки выступало в качестве органа власти, выполняющего лидерские функции по организации других органов власти с целью проведения единой политики развития промышленности и науки;
- во-вторых, нацеленность на выработку и практическое воплощение единой государственной политики, направленной на развитие науки, промышленности и инноваций;
- в-третьих, разработка основ программного подхода к развитию промышленности, науки и инновации на территории российского государства. Период функционирования данного Министерства приходится на момент активного внедрения программного подхода к управлению различными сферами экономической и общественной жизнедеятельности;
- в-четвертых, организация заимствования и получения перспективного опыта зарубежных стран в сфере организации научно-технического и промышленного сотрудничества, призванного повысить эффективность международного разделения труда и процессов глобализации;
- в-пятых, разработка предложений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, используемых для развития промышленности и науки на территории российского государства;
- в-шестых, повышение квалификации кадров, занятых в системе Министерства промышленности и науки, с целью повышения эффективности реализации функции данного Министерства и так далее.