Стратегическое управление городом – это совокупность действий организационно-управленческого характера, выражающаяся в подходе к развитию города с точки зрения долговременных целей и задач.
Сущность стратегического управления городом
Современные тенденции в обществе ведут к изменению роли государственной и муниципальной власти, которое выражается в превращении органов власти в поставщика населению специфического продукта в виде государственных и муниципальных услуг.
До недавнего времени отношений между властью и населением выражалось в форме подчинения. Однако на современном этапе развития общества такой подход уже не отвечает его потребностям.
В качестве нового целевого ориентира взаимоотношения власти и общества выступают управленческая модель, в которой органы власти выступают профессиональным поставщиком услуг, а население в качестве его клиентов. В основе взаимоотношений власти и населения находится законодательство. Взаимодействие осуществляется в форме партнерского диалога и договорных отношений.
При осуществлении управления городом власти на уровне муниципалитета стремятся к обеспечению приемлемого качества и уровня жизни. Данный показатель выступает показателем общего благополучия населения, выходя за пределы только материального обеспечения граждан города. Качество и уровень жизни включает в себя такие показатели как состояние здоровья граждан муниципального образования, уровень обеспечения образовательными услугами, уровень доступности учреждений культуры и их услуг, уровень качества предоставления услуг муниципальной властью и так далее.
Построение системы управления городом предполагает ориентацию не на решение текущих задач, а на обеспечение общей стратегии развития города в социально-экономическом плане.
Стратегическое управление города выражается в разработке и реализации планов стратегического развития. Разработка таких планов ориентирована на обеспечение ускорения темпов развития города, предоставление гражданам муниципального образования возможностей для улучшения качества их жизни.
Достижение указанных целей обеспечивается следующими условиями:
- обеспечение восстановления промышленного и научного потенциала города, ускорения его дальнейшего развития;
- обеспечение быстрых темпов развития малого бизнеса;
- интенсивное развитие связей международного уровня;
- достойный уровень оплаты труда на городских предприятиях, обеспечивающий сокращение маятниковой миграции населения небольших городов в крупные города.
Структура стратегического управления городами включает в себя следующие элементы:
- во-первых, проведение анализа внутренней и внешней среды;
- во-вторых, формулировка миссии развития города;
- в-третьих, определение целей развития города;
- в-четвертых, разработка стратегии городского развития;
- в-пятых, разработка стратегического плана развития города.
Сущность социоинженерного подхода к управлению городом
Социоинженерный подход к управлению городом основан на методах социальной инженерии, представляющих собой совокупность способов, приемов, технологических конструкций формирования таких обстоятельств и условий, которые позволяют максимально эффективно достигать необходимый результат с использованием специальных знаний психологии и социологии.
В определенной мере социоинженерный подход обеспечивает возможность получения информации от населения. Используемые методы получения этой информации не всегда могут носить законный характер, однако этот вариант не приемлем для муниципальных властей города. Таким образом, муниципальные власти города могут использовать только те социальные инженерные технологии, которые имеют законный характер.
С профессиональной точки зрения социальная инженерия обеспечивает достижение результата развития города за счет применения технологий программирования населения этого города на совершение полезных и позитивных действий. Социальная инженерия дает возможность получить муниципальным властям изначально закрытую информацию, позволяющую более обоснованно осуществлять политику управления городом и оценивать эффективность управления городом в глазах населения.
Технологии социоинженерного управления городом
В основе технологии социальной инженерии в рамках управления городом находится сбор информации об отношении населения к решению городскими властями тех или иных проблем, о реальных проблемах граждан муниципального образования, об общественных настроениях и устремлениях.
Такая информация позволяет корректировать политику управления городом, стратегию его развития, выявлять проблемы населения и предпринимать действия, направленные на корректировку общественных настроений или предотвращения общественных конфликтов.
При применении технологий социальной инженерии городские власти не могут выходить за допустимые пределы вмешательства в личную жизнь населения муниципального образования.
В настоящее время общество не обладает массовыми возможностями применения технологий социального инжиниринга для управления населением муниципального образования, однако точечное воздействие возможно и применяется.
Городские власти могут формировать общественное отношение к своим действиям за счет проведения публичных мероприятий, активно освещаемых с помощью современных информационных технологий и доводимых таким образом до сознания большей части населения муниципального образования.
Городские власти могут использовать такую социальную инженерную технологию, которая обеспечивает формирование информационной базы относительно представлений населения муниципального образования о необходимости его развития в той или иной сфере. Применение таких технологий позволяет корректировать управленческие действия органов муниципальной власти с минимальными затратами на изучение общественного мнения.