Система органов государственной власти в Российской Федерации – это основанный и функционирующий на конституционно-демократических принципах законности, федерализма, разделения властей, прозрачности и открытости государственной власти механизм публичного управления, обеспечивающий реализацию прав личности, социально-экономическое развитие государства и территорий, его образующих, безопасность и единство государства.
Значение системы органов государственной власти в Российской Федерации
Публичное управление осуществляется посредством учреждения и функционирования системы органов государственной власти. В свою очередь, принципы организации и функционирования системы органов государственной власти определяют характер публично-правового устройства государства. Так, например, система органов государственной власти при демократическом политическом режиме строится на принципах законности, разделения властей и пр.
При этом важно подчеркнуть, что для решения задач и осуществления функций публичного управления, органы государственной власти должны функционировать как система. Иными словами, функции и задачи публичного управления должны распределяться в системе государственных органов:
- по горизонтали, что обеспечивает реализацию принципа разделения властей, а также специализацию органов публичного управления, что позволяет наиболее эффективно реализовывать полномочия в конкретной сфере публичного управления;
- по вертикали (в федеративном государстве), что обеспечивает распределение властных полномочий между уровнями публичного управления. Так, например, в Российской Федерации такое распределение полномочий по вертикали осуществляется между системой государственной власти, внутри которой властные полномочия распределяются между федеральным и региональным уровнями, и системой местного самоуправления. Распределение властных полномочий по вертикали, прежде всего, позволяет преодолеть такую негативную тенденцию публичного управления, как централизация власти, то есть сосредоточение всех полномочий и ресурсов у центральных органов власти, а также реализовать управленческое воздействие с учетом специфических характеристик управляемой территории.
Итак, система органов государственной власти включает в себя сложную разветвленную систему элементов государственного механизма, посредством функционирования которых обеспечивается властное воздействие на конкретные сферы общественного управления и конкретные территории, обеспечивается решение общеполитических и специальных задач публичного управления.
Классификация органов государственной власти в Российской Федерации
Система органов государственной власти в Российской Федерации характеризуется сложностью и разнообразием внутреннего устройства. Это обуславливает возможность классификации указанных органов для понимания их места и роли в системе государственного управления по различным основаниям.
По уровню публичного управления, на котором функционируют органы государственной власти, выделяют:
- федеральные органы государственной власти;
- органы государственной власти субъектов Федерации.
Кроме того, относительно самостоятельная система публичного управления функционирует на уровне местных сообществ – это система местного самоуправления.
В состав федеральных органов публичного управления входят:
- высшие государственные органы: федеральное правительство, федеральный парламент и глава государства (высшее должностное лицо), а также высшие судебные органы – Конституционный и Верховный суды;
- система исполнительных органов, возглавляемых правительством, включающая федеральные министерства, агентства, службы;
- иные судебные органы – суды Российской Федерации.
В состав системы органов власти субъекта Федерации входят органы, которые учреждаются на основе федерального закона, региональных уставов и конституций и региональных законов. Здесь необходимо отметить, что распределение полномочий публичного управления между федеральным и региональным уровнями не всегда ведет к образованию единой системы. Так, в частности, законодательные органы федерального и регионального уровней функционируют отдельно друг от друга, не образуя единую систему, в то время как исполнительные органы федерального и регионального уровней представляют единую систему публичного управления.
Кроме того, необходимо отметить, что в систему органов федерального и регионального уровней входят в самостоятельные органы, полномочия которых не делятся по вертикали между Федерацией и регионами, например, Прокуратура РФ.
В соответствии с действующей Конституцией система органов государственной власти на уровне регионов определяется регионами самостоятельно и функционирует самостоятельно в рамках региональных предметов ведения. При этом, в свою очередь, на региональной территории функционируют и территориальные представительства федеральных органов, которые подчиняются федеральному центру.
По функциям публичного управления классификация органов государственной власти в Российской Федерации позволяет разделить их на:
- законодательные органы;
- исполнительные органы;
- судебные органы.
Законодательные органы выступают важнейшим институтом демократического устройства, поскольку такие органы всегда являются представительными, то есть состоят из избранных народом депутатов (иных представителей), осуществляющих свои полномочия для выражения воли народа.
Органы исполнительной власти в силу специфики своей деятельности, то есть реализации законодательных положений в конкретной сфере публичного управления, многообразны по своим функциям. Это органы, которые осуществляют управление экономикой, социальной сферой, экологией, культурой, образованием, медициной и пр.
Судебные органы – это правоприменительные органы, которые функционирует для реализации правосудия.
Важно подчеркнуть, что эффективность функционирования системы органов государственной власти, в том числе в Российской Федерации, обеспечивается законностью их учреждения, формирования и функционирования в рамках возложенных на них полномочий при недопустимости концентрации власти на одном из уровней публичного управления или у одной из ветвей публичного управления.