Понятие и виды контроля в муниципальном управлении
Муниципальное управление представляет собой специфический тип управленческой деятельности, реализуемой муниципальными органами и их должностными лицами в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования.
Муниципальными органами управленческая деятельность реализуется через соответствующие полномочия, установленные федеральным законодательством в области организации местного самоуправления и иными федеральными законами в специальных областях правового регулирования, например, в сфере землепользования, строительной деятельности, экологии и другого. В частности, муниципальным органам предоставлены следующие полномочия:
- принимать устав муниципалитета и издавать акты муниципально-правового регулирования;
- учреждать муниципальные организации, обеспечивать их финансирование;
- осуществлять закупки товаров, работ, услуг с целью обеспечения муниципальных потребностей;
- устанавливать тарифы стоимости оказываемых муниципальными организациями услуг и осуществляемых работ;
- пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью и другое.
Юридически и фактически муниципальные органы сосредотачивают широкий спектр ресурсов обеспечения эффективного социально-экономического развития муниципалитета и инструментов их использования, что обуславливает необходимость контроля их деятельности.
Традиционно система контроля в муниципальном управлении характеризуется двумя основными направлениями:
- внутренняя контрольная деятельность носит административный характер, реализуется субъектами муниципального управления;
- публичная контрольная деятельность может реализовываться через государственные (это парламентский, президентский, судебный и др. контроль) и общественные механизмы.
Принципы и методы муниципального контроля
Основу реализации контрольной функции муниципального управления составляют две группы принципов:
- общие принципы;
- частные принципы.
В основу первой группы принципов заложены социально-политические аспекты муниципального управления, в основу второй группы – организационно-технические аспекты муниципального управления.
Общие принципы контроля включают такие принципы как гибкость (контроль должен учитывать изменяющееся состояние объекта, внешней среды и законодательства), полнота (контроль должен охватывать все стороны деятельности контролируемого объекта), непрерывность (контроль должен обеспечивать постоянный мониторинг ключевых показателей), своевременность (контроль должен осуществляться тогда, когда его результаты будут обеспечивать получение практической ценности).
Методы муниципального контроля включают в себя:
- во-первых, метод анализа документации, характеризующий контролируемый объект, планов развития, отчетов о выполнении планов, решений и прочего;
- во-вторых, метод представления отчетов должностных лиц муниципального управления на заседаниях представительного органа муниципального образования;
- в-третьих, метод изучения контролируемых объектов на месте;
- в-четвертых, метод проведения аттестации муниципальных служащих с целью оценки их соответствия занимаемым должностям.
Внутренний контроль как элемент системы контроля в муниципальном управлении
Внутренний контроль муниципального управления реализуется двумя основными субъектами:
- представительным органом муниципалитета, формируемым в соответствии с федеральным законодательством в области организации местного самоуправления;
- непосредственно органами муниципального управления – администрацией муниципального образования и ее структурными элементами.
Контроль муниципального управления со стороны представительного органа реализуется в период проведения сессий и заседаний депутатов местного парламента. Прежде всего, в период сессий рассматриваются доклады подконтрольного органа об исполнении бюджета и оптимальности использования ресурсов муниципалитета. Кроме того, могут быть заслушаны отчеты любых структурных подразделений администрации в отношении реализации полномочий по социально-экономическому развитию муниципалитета и использования бюджетных средств.
К числу конкретных направлений контрольной деятельности относится:
- анализ и утверждение отчета главы муниципалитета за конкретный период в порядке, установленном уставом муниципального образования;
- анализ и утверждение отчетов должностных лиц муниципального исполнительного органа, например, начальников отделов по соответствующим направлениям управленческой деятельности;
- анализ и утверждение отчетов лиц, возглавляющих муниципальные предприятия и учреждения;
- депутатские слушания по конкретному вопросу муниципального управления;
- аналитическая деятельность депутатских комиссий по конкретным местным вопросам.
Комиссии и комитеты представительного органа муниципального образования решают следующие задачи по контролю муниципального управления:
- контроль соблюдения муниципальных нормативно-правовых актов и исполнения решений муниципальных органов и принятия мер к их повышению;
- анализ планов социально-экономического развития и бюджета, отчетов по исполнению бюджета и конкретных целевых программ, а также текущий (оперативный) контроль их исполнения;
- изучение отчетов по проделанной заместителями главы администрации муниципалитета работе, а также изучение отчетов о проделанной работе руководителей отделов, управлений и иных подразделений местной администрации;
- рассмотрение докладов должностных лиц, возглавляющих финансовые и экономические службы местной администрации о результатах деятельности служб за конкретный период;
- контроль реализации предложений, замечаний, корректировок, внесенных в ходе рассмотрения представительным органом муниципальной власти плана социально-экономического развития и бюджета муниципалитета;
- проверка исполнения обращений, предложений, заявлений, жалоб, поступивших от населений и другое.