Система дошкольного образования – это первый уровень профессиональной воспитательно-образовательной работы, осуществляемой с детьми в системе образования.
Сущность дошкольного образования
Значение дошкольного образования для социализации личности определяется особенностями возраста лиц, к которым оно применяется. Дети в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет находятся в самом чувствительном периоде, характеризующемся наиболее быстрой динамикой интеллектуального, социального, эмоционального и физического развития.
Развитие в этот период формирует основу для накопления положительного жизненного опыта и успешного прохождения жизненных испытаний.
Правовую базу оказания услуг дошкольного образования на территории Российской Федерации формирует Федеральный закон «Об образовании», определяющий методы и формы функционирования системы дошкольного образования.
Дошкольное образование направлено на решение следующих задач:
- обеспечение охраны жизни и реализация мер, направленных на укрепление физического и психологического здоровья детей до 7 лет;
- осуществление коррекции недостатков детей о 7 лет в их развитии;
- сохранение и поддержание индивидуальности и творческого потенциала личности ребенка;
- работа по формированию качеств детей нравственного, культурного, эстетического и физического содержания;
- формирование предпосылок для дальнейшего успешного обучения;
- формирование условий для развития детей в возрасте до 7 лет;
- осуществление межведомственного взаимодействия в системе дошкольного образования.
Законодательство допускает следующие виды дошкольного образования:
- во-первых, образовательная деятельность, осуществляемая в соответствии с образовательными программами дошкольного образования;
- во-вторых, уход и присмотр за детьми.
Подходы к оценке качества дошкольного образования
Качество дошкольного образования является важнейшей категорией, отслеживаемой при его оценке.
Для проведения оценки качества дошкольного образования применяется ряд процедур, к числу которых относятся:
- проведение внутренней оценки качества функционирования системы дошкольного образования. Задача данной процедуры состоит в выявлении проблем, препятствующих достижению запланированных результатов, для их последующего решения. Внутренняя оценка качества дошкольного образования осуществляется в настоящее время не только на основе показателей, самостоятельно выбираемых организацией дошкольного образования, но и показателей, закрепляемых нормативными актами;
- лицензирование;
- аттестация;
- государственный контроль и надзор;
- самообследование. Данная процедура является составной частью внутренней системы оценки качества дошкольного образования. Цель применения данной процедуры состоит в обеспечении открытости и доступности сведений о функционировании образовательных организаций. Данная процедура состоит в оценке качестве образовательных услуг, проводимой самостоятельно образовательным учреждением;
- проведение мониторинга качества дошкольных образовательных услуг. Данная процедура имеет наиболее длительную историю применения в условиях современного подхода к образовательной деятельности. Проведение мониторинга качества услуг дошкольного образования осуществляется органами управления сферой образования. Назначение данной процедуры состоит в информационной поддержке государственной образовательной политики, проведении системного анализа и оценки перспектив и состояния развития дошкольного образования, обеспечении роста качества управленческих решений в сфере дошкольного образования, выявлении нарушений норм права в сфере дошкольного образования. Проведение мониторинга обязательно на ежегодной основе;
- рейтинговая оценка качества дошкольных образовательных услуг;
- независимая оценка качества услуг дошкольного образования. Данная процедура относится к сфере общественного контроля системы дошкольного образования. Ее назначение состоит в информировании общества о качестве дошкольного образования. Данная процедура предполагает проведение оценки в двух направлениях: качество подготовки обучающихся и качество образовательных услуг.
В отношении проведения каждой процедуры оценки качества действует определенный регламент, включающий в свой состав правила и характеристику процесса оценки качества услуг дошкольного образования.
Специалисты отмечают следующие недостатки процедур оценки качества услуг дошкольного образования: несогласованность и отсутствие упорядоченности контрольных показателей, формальность проведения проверок, отсутствие объективности у проверяющих, подлоги в результатах обучения и так далее.
Характеристика направлений развития дошкольного образования
Целевую направленность осуществления и развития дошкольного образования определяет государственная образовательная политика, которая стремится к организации эффективной и качественной системы подготовки детей к жизни в обществе и получению образования.
Развитие дошкольного образования в России осуществляется в следующих направлениях:
- во-первых, внедрение в систему дошкольного образования современных образовательных программ;
- во-вторых, переход к заключению эффективных контрактов с руководством дошкольного образования и педагогическим составом;
- в-третьих, демократизация дошкольного образования;
- в-четвертых, формирование и сохранение единого образовательного пространства в системе дошкольного образования;
- в-пятых, осуществление подготовки и переподготовки педагогического состава;
- в-шестых, проведение реформы дошкольного образования и так далее.