Семейно-демографическая политика на слабозаселенных территориях – это направление государственной политики, призванное обеспечить экономическое развитие слабозаселенных территорий за счет реализации мер поддержки рождаемости, семьи и переселения.
Сущность понятия «слабозаселенные территории»
Российская Федерация является самой большой страной на земле в территориальном смысле, однако занимает только девятое место по численности населения. Значительная часть территории российского государства имеет статус незаселенной, при этом большая часть населения страны проживает в густонаселенных городских районах. Статистика показывает, что около 70 % российского населения живет в европейской части государства, удельный вес территории которой составляет 20 % от общей территории страны. На оставшихся землях располагается около 30 % населения, что способствует резкому снижению его плотности в сравнении с перенаселенными городскими районами. Причин для такого расселения населения множество, к числу наиболее значимых из них можно отнести суровый климат в отдельных территориях страны.
Для России характерно традиционное поселение в тех регионах, где климат позволяет осуществлять земледелие и подразумевает комфортные погодные условия. Следствием этого стало густое заселение южной части России по сравнению с Дальним Востоком и Севером. Такие территории как Сибирь и Север характеризуются суровым климатом, низким уровнем доступности, что ставит их в число наименее населенных регионов страны.
Также к числу факторов неравномерного расселения населения относится экономический фактор. Центрами притяжения населения являются наиболее процветающие города, к числу которых относятся Москва и Санкт-Петербург. Именно эти города являются самыми густонаселенными. При этом ряд регионов страны, которые не характеризуются благополучным экономическим состоянием, представляют собой наименее заселенные территории. К числу таких регионов можно отнести Республику Тыву, Республику Калмыкия и Еврейскую автономную область.
Специфика современной социально-демографической политики
Развитие общества на современном его этапе характеризуется негативными процессами в части демографии. Для большинства развитых стран характерно суженое воспроизводство населения. Результатом такой тенденции является деформация демографической структуры и сокращение норм детности.
Демографическая политика большинства стран ориентирована в первую очередь на повышение рождаемости и стимулирование этого процесса за счет разнообразных мер. Однако в Российской Федерации помимо проблемы рождаемости объектом социально-демографической политики выступает проблема заселения территорий, имеющих низкую плотность населения.
В отношении слабозаселенных территорий социально-демографическая политика в части рождаемости характеризуется практически теми же мерами, которые реализуются во всех остальных регионах страны. На слабозаселенных территориях действует программа материнского капитала, выплачиваются единовременные пособия при рождении детей, пособия по уходу за ребенком до полутора лет, иные пособия.
Помимо поддержки рождаемости государство активно реализует переселенческие программы, призванные обеспечить рост численности населения слабозаселенных территорий за счет внутренней миграции. Такие программы преимущественно финансируются за счет федеральных средств, но предполагают и вовлечение средств региональных бюджетов.
Характеристика переселенческой программы на Дальний Восток как меры социально-демографической политики в отношении слабозаселенных территорий
Государственная переселенческая программа на слабозаселенные территории Дальнего Востока носит бессрочный характер, хотя вначале рассматривалась как срочный проект. Задача программы состоит в создании комфортных условий для граждан, захотевших переселиться в отдаленные регионы страны и осуществлять работу с целью развития этих территорий. Изначально программа была рассчитана на выпускников высших учебных заведений и состоявшихся специалистов, то есть на всех тех, кто способен трудиться.
Программа предполагает реализацию в соответствии со следующими правилами:
- во-первых, она распространена не на все категории граждан;
- во-вторых, переезд и получение поддержки осуществляется в отношении тех граждан, которые переехали в конкретные районы;
- в-третьих, участники программы;
- в-четвертых, требуется документальное подтверждение своего права на участие в программе;
- в-пятых, участники программы не могут повторно переехать раньше, чем через 2 года после переселения, в противном случае они обязаны будут возместить понесенные государством финансовые затраты.
Федеральная программа рассчитана на обеспечение успеха развития удаленных территорий в социально-демографическом плане. К числу ожидаемых эффектов относятся:
- во-первых, ускорение роста региональной экономики;
- во-вторых, повышение инвестиционной привлекательности участвующих регионов;
- в-третьих, осуществление транспортного и инфраструктурного рывка;
- в-четвертых, увеличение численности населения слабозаселенных территорий;
- в-пятых, интеграция округов и областей в социальную жизнь государства.
Необходимо отметить, что воспользоваться программой переселения на слабозаселенные территории Дальнего Востока могут не только российские граждане, но и иностранные. Программа распространяется на тех иностранцев, которые планируют вернуться в Россию согласно условиям программы «Соотечественник».
Программа предъявляет определенные требования к участникам, которые с субъективной точки зрения более лояльны к кандидатам из состава российской граждан. Приоритетным статусом обладают молодые люди, максимальная поддержка оказывается семье, где возраст главы семьи мужского пола не больше 35 лет и сохранена его трудоспособность.
К числу востребованных специальностей относится учителя, медики, работники судостроительных компаний, шахтеры, трактористы, инженеры, обработчики рыбы, электрогазосварщики, разнорабочие.