Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Рынок продовольственных товаров и его государственное регулирование

Определение 1

Рынок продовольственных товаров – это система экономических отношений, возникающих касательно формирования и распределения продовольственных ресурсов различных видов, обеспечивающая поддержание связей потребителей и производителей в рамках существующей производственной структуры, достижение необходимых уровней качества и стоимости продовольственных товаров.

Сущность и значение рынка продовольственных товаров

Одним из важнейших видов рынка в современном государстве является рынок продовольственных товаров, который обеспечивает движение продуктов питания от производителей к конечным потребителям. Рынок продовольственных товаров представляет собой механизм взаимодействия производителей этих товаров и их покупателей, нуждающихся в удовлетворении своих физиологических потребностей в воспроизводстве жизненной энергии за счет потребления пищи.

Выделяют несколько типов рынка продовольственных товаров, в том числе:

  • во-первых, рынок сырьевых продовольственных товаров, обеспечивающий движение продукции таких отраслей как мукомольно-крупяная, сахарная и так далее. Для этого рынка характерен относительный уровень однородности и стандартизации продукции, реализация которой осуществляется крупными партиями;
  • во-вторых, продовольственный рынок товаров, характеризующийся высокой степенью переработки. Эта продукция характеризуется отсутствием однородности, высоким уровнем дифференциации. К такому виду продукции относят кондитерские изделия, готовые к употреблению продукты, консервы, табачные изделия и так далее. Специфика данного вида товаров подразумевает наличие широкого выбора сортов, марок, подвидов, имеющих различные качественные характеристики. Высокий уровень заменяемости товара обеспечивает сильную конкуренцию и недостаток возможностей для ценовых приоритетов. В качестве важнейшего конкурентного преимущества выступают грамотно выстроенная реклама и маркетинговые коммуникации. Такой рынок как можно охарактеризовать как олигопольный, на нем лидирует несколько фирм, он отличается наличием высоких барьеров для входа на рынок;
  • в-третьих, рынок с относительно однородной продукцией, отличающейся низкой степенью переработки. К таким товарам относятся мясо, молоко, овощи, фрукты, мясные полуфабрикаты и так далее. Рынок отличается относительной свободой доступа на него, конкурентным ценообразованием;
  • в-четвертых, рынок продовольственного сервиса. На этом рынке функционируют предприятия общественного питания различного типа, он отличается неоднородностью и специфичностью. Состояние рынка может варьироваться от олигополии до свободного рынка.
«Рынок продовольственных товаров и его государственное регулирование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Уровни и функции рынка продовольственных товаров

Рынок продовольственных товаров может включать в себя несколько уровней, в том числе:

  • во-первых, локальный уровень, на котором обеспечивается реализация скоропортящихся продуктов питания, например, хлебобулочных изделий, цельномолочной продукции и так далее;
  • во-вторых, региональный уровень, предназначенный для реализации фруктов и овощей, мясных продуктов;
  • в-третьих, национальный уровень, на котором обеспечивается реализация импортного продовольствия, консервов и так далее.

Рынок продовольственных товаров в развитых странах характеризуется значительным количеством фирм-участников, предлагающих товары высокого уровня дифференциации. При этом на рынке действует группа хозяйствующих субъектов, являющихся доминантами рынка. Ценовая конкуренция сопровождается сильной неценовой конкуренции, использующей интенсивную рекламу, товарную дифференциацию, качество услуг и товаров.

Функции рынка продовольственных товаров включают в себя следующие элементы:

  • во-первых, информационная функция. Рынок продовольственных товаров информирует своих участников через различные показатели, к числу которых можно отнести цену, процентную ставку и так далее, относительно требующегося ассортимента, количества и качества товаров и услуг. В соответствии с этой информацией производители продовольственных товаров осуществляют координацию собственного производства с целью приспособления к условиям рынка;
  • во-вторых, посредническая функция. Рынок продовольственных товаров обеспечивает возможности для нахождения обособленными производителями и потребителями друг друга с целью обмена результатами деятельности. Посредник обеспечивает выбор наиболее подходящих поставщиков и покупателей;
  • в-третьих, ценообразующая функция. Рынок продовольственных товаров подчиняется механизму рыночного ценообразования, формируемого двумя законами: законом спроса и предложения, законом стоимости. Цена является денежным выражением стоимости продовольственных товаров, формируемой трудом. При этом цена не всегда отражает фактические затраты производителя, которые могут дифференцироваться даже по однородной продукции. Задача рынка состоит в определении общественно необходимых затрат труда, то есть тех, которые покупатель готов компенсировать. В соответствии с законом спроса и предложения производители продовольственных товаров стремятся продать свои продукты по максимальной цене, в то время как покупатели стремятся купить по минимальной цене. Рынок обеспечивает достижение компромисса между ценой покупателя и ценой продавца, уравновешивая тем самым спрос и предложение;
  • в-четвертых, регулирующая функция. Спрос и предложение на рынке продовольственных товаров обеспечивает ответ на вопросы относительно того что, для кого и как производить;
  • в-пятых, санирующая функция. Функция обеспечивает устранение с рынка нежизнеспособных экономических субъектов.

Специфика государственного регулирования рынка продовольственных товаров

В условиях рыночной экономики государство стремится к минимизации своей роли в управлении продовольственным рынком. Его задача сводится к формированию условий функционирования этого рынка, включающих в себя создание нормативно-правовой базы существования рынка продовольственных товаров, обеспечение гарантий субъектам рынка, возможности свободного обмена, сохранения права собственности, равноправия обеспечения, свободы ценообразования, осуществление борьбы с монополиями, поддержки экономической самостоятельности субъектов, формирование рыночной инфраструктуры и так далее.

Жесткой мерой вмешательства государства в управлении рынком продовольственных товаров является сдерживание цен на товары первой необходимости, отличающихся первостепенным социальным значением. К числу таких товаров относятся хлеб, молоко, сахар и так далее. Зачастую государство использует механизм установления предельной цены, а также субсидирование производства товаров такого рода.

Дата последнего обновления статьи: 23.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot