Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Ухудшение продовольственного положения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Россия и Первая мировая война / Ухудшение продовольственного положения в России в годы Первой мировой войны
Ухудшение продовольственного положения

Административное регулирование продовольственного сектора

Замечание 1

1916 год – период перехода российского государства к активной экономической политике и административного регулирования рыночных отношений, особенно в продовольственном секторе.

Взятие на себя исполнительной властью новых, чрезвычайно трудных функций: разверстка заданий по принудительной заготовке (закупке) хлеба под угрозой его реквизиции, установление твердых цен, организация железнодорожных перевозок не только военных, но и некоторых гражданских грузов, регулирование распределения и потребления основных продуктов питания в городах, – все это потребовало существенной перестройки организационной структуры и методов работы государственного управления.

В самом начале войны общее руководство и координация закупок продовольствия для армии была возложена на Министерство земледелия и его представителей на местах. Последние в свою очередь привлекали к решению конкретных задач чиновников различных ведомств, а также добровольцев из Госсовета, Думы и других государственных учреждений.

Многообразие и разнородность участников продовольственного дела требовали четкой организации и согласования их действий, что, как правило, не удавалось осуществить на практике. Весной 1915 г. исполнителей первых ролей поменяли – верный признак, что дело не ладилось. Основную ответственность за решение продовольственной проблемы возложили на министерство торговли и промышленности. При нем, как в таких случаях обычно поступают, создали Главный продовольственный комитет – стало на кого свалить вину. Как и следовало ожидать, эта реорганизация сколько-нибудь заметных улучшений в положение с заготовками хлеба не принесла. Больше того, признаки наступающего продовольственного кризиса проявлялись все отчетливее.

Заготовки урожая и введение твердых цен

Заготовки зерновых из урожая 1915 года начались по вольным ценам. Валовой сбор был заметно выше, чем в предыдущем году. Поэтому ожидали, что предложение хлеба будет достаточно объемным и цены останутся стабильными. Но, у рынка, точнее у тех, кто за ним стоит, свой характер, свои задумки и поведение. Чрезмерная эмиссия денег и рост цен двигались, крепко держась друг за друга, что ставило заготовителей в трудное положение.

Показательно, что введение твердых цен было по-разному встречено в регионах производящих и потребляющих хлеб, а также соответственно их представителями в многочисленных организациях и учреждениях. Первые выдвигали убедительные аргументы против регулирующего вмешательства государства в дела рынка: крестьяне потеряли интерес к выращиванию хлебов. Посевные площади сокращаются. Качество зерна ухудшается. Расстраивается торговля и пищевая промышленность.

Сторонники твердых цен и не менее твердой политики их соблюдения на практике, ссылались прежде всего на социальную опасность удорожания продовольствия. Разгул дороговизны больно бьет по интересам основной массы населения. Инфляционная спираль разрушает основы рыночных отношений, расшатывает государственный бюджет, а также систему финансирования военной промышленности и действующей армии. Чтобы добиться компромисса с крестьянством, они предлагали установить твердые цены на промышленные товары, предназначенные для села.

Инфляция и нехватка продовольствия для населения

Поскольку виды на урожай 1916 года были плохими и ожидался новый всплеск инфляции, сторонники твердых цен оказались в большинстве. В нескольких регионах начали разрабатывать проекты новых твердых цен. Изменился подход к их обоснованию: специальные комиссии определяли средние по региону издержки производства и транспортировки зерна. К себестоимости прибавлялась умеренная норма прибыли, что по замыслу должно было удовлетворить интересы крестьян-производителей. Общий уровень твердых цен 1916 г. был несколько ниже соответствующих рыночных параметров, что в той или иной мере соответствовало запросам потребителей хлеба.

Казалось, достигнуто определенное равновесие интересов. Но это было расчетное равновесие. Реально платежеспособный спрос превышал предложение.

Крестьян-товаропроизводителей не устраивали твердые, даже незначительно пониженные цены. Они всегда могли продать хлеб по рыночным, а если с риском, то и по спекулятивным ценам. Поэтому организованные государством заготовки зерна и муки происходили с растущим напряжением и большим отставанием от установленных заданий по разверстке, что, в свою очередь, резко отрицательно сказывалось на продовольственном снабжении городов.

У хлебных магазинов и лавок выстраивались длинные очереди.

Но, если еще в первом полугодии 1916 года, простояв несколько часов, можно было все же получить хлеб, то к концу года его, не говоря уже о мясе, часто не хватало на всех, кто находился в очереди.

В такой обстановке новый министр земледелия решился на экономический маневр. Внешне он сохранил твердые цены, но изменил их базу: вместо цен франко – станция отправления, было взято франко – амбар. Тем самым расходы крестьянина по доставке зерна до станции возмещались дополнительно, т.е. в конечном итоге с ним расплачивались по повышенной цене. Но и это не помогло: задание по заготовкам было сорвано.

Замечание 2

Таким образом, все попытки в военные годы «вживить» в стихийные рыночные отношения действительно твердые цены закончились весьма незначительными позитивными результатами. Рынок взял верх над государственной администрацией. Практика еще раз показала, что воду в обычном мешке не сохранишь, даже если вокруг поставить несколько чиновников и вооруженных часовых.