Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие рынка потребительских товаров России

Общие сведения о потребительском рынке

Замечание 1

Рынок потребительских товаров – это рынок, на котором действуют различные субъекты, реализующие товары и услуги для некоммерческого использования.

На потребительском рынке реализуется товары и услуги народного потребления. Потребительскому рынку присущи все основные свойства, все механизмы действия рыночной системы. Он функционирует на основании закона спроса и предложения и опирается на основные принципы рыночной системы хозяйствования.

Потребительский рынок является одной из структурных форм рынка, на которых реализуется продажа предметов потребления. На рынке приобретаются товары, которые необходимы для удовлетворения разнородных потребностей населения. Именно этот рынок является барометром уровня благосостояния нации и оказывает воздействие на уровень жизни населения.

Продавцами данного рынка являются производители потребительской продукции, а потребителями домашние хозяйства и отдельные граждане.

Ведущей и значимой характеристикой потребительского рынка служит то, что он является политическим индикатором благополучия государства в целом, критерием надежности проводимой им социально-экономической политики. Помимо этого, потребительский рынок выполняет в национальной экономике следующие функции:

  • барометр уровня личного потребления. Он формируется в опоре на данные цен потребительского рынка, объема потребительской продукции и ее ассортимента, а также ее качественных параметров;
  • развитость обменных отношений на определенном этапе развития общества и экономики. развитие потребительского рынка отражает смысловое назначение отношений обмена. В отсутствии развития данного рынка происходит утрата этого смысла и возникает дефицит товаров народного потребления;
  • специфические свойства товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке, обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением;
  • воздействие на функционирование других рынков и их развитие, а также параметры достижения общего экономического равновесия в стране;
  • перераспределение товаров и услуг между различными группами населения;
  • оказание воздействия на участие государства в системе международной торговли и торговых отношений разного рода и направленности;
  • определение уровня равновесных цен и пропорций между ценами различных потребительских товаров и услуг.
«Развитие рынка потребительских товаров России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными признаками рынка потребительских товаров, отличающими его от иных типов рынка, являются:

  • экономическая обособленность производителей;
  • наличие тесных связей и взаимозависимостей деятельности отдельных производителей;
  • наличие реальных возможностей выбора партнеров деятельности и заключения сделок купли-продажи;
  • конкуренция производителей;
  • наличие риска осуществления той или иной деятельности отдельными хозяйствующими субъектами;
  • стихийный характер функционирования рынка и невозможность достоверного предвидения событий в будущем;
  • функционирование на базе триединства товарного предложения, покупательского спроса и цены;
  • сбалансированность всех компонентов рынка;
  • насыщенность рынка. Она означает наличие разнообразия продукции, реализуемой на нем, постоянное расширение ассортимента товаров и услуг одного вида;
  • емкость рынка. Она отражает платежеспособность спроса.

Видовое разнообразие рынков потребительских товаров сводится к рынку продовольственных и непродовольственных товаров и рынку услуг.

Особенности становления и развития потребительского рынка России

Рынок потребительских товаров России характеризуется рядом специфических черт. Все они обусловлены спецификой становления и развития рыночной экономики в стране. В результате перехода страны от командно-административной системы хозяйствования к рыночной, становление рынка потребительских товаров обладает следующими особенностями:

  1. Основой развития рынка стала либерализация цен и ликвидация государственной монополии на торговые отношения и весь сектор торговых операций.
  2. Рынок формируется на базе приватизации государственных предприятий т.е. их перехода в частную собственность.
  3. Высокая доля импортной продукции на российском потребительском рынке, что снижает конкурентоспособность отечественных производителей.
  4. Наполнение рынка товарами народного потребления реализовывалось в ориентации на определенные группы потребителей, а не на всю нацию. Это привело к наполнению рынка либо очень дорогими и качественными товарами, либо товарами и услугами низкого качества и низкой стоимости. Иными словами, отсутствовала ориентация на средний класс.
  5. Межрегиональные диспропорции экономического развития.

На сегодняшний день, развитие рынка потребительских товаров базируется на комплексном воздействии предпринимательского ми государственного сектора. Предполагается обеспечение рационального сочетания государственного регулирования ведущих народнохозяйственных, межотраслевых, отраслевых, межрегиональных пропорций, а также самостоятельности, инициативы, ответственности предпринимательских структур, которые ориентируются на создание продукции для удовлетворения актуальных потребностей населения. Если достичь баланса в соотношении данных компонентов, то имеется возможность обеспечения стремительного и пропорционального развития рынка, его сбалансированного и эффективного функционирования.

Важным направлением текущего развития рынка потребительских товаров является обеспечение рационального государственного контроля и регулирования основных пропорций рынка. Государственное вмешательство в функционирование данного рынка является обусловленной необходимостью. Важным направлением государственного регулирования потребительского рынка является антимонопольное регулирование. Оно призвано ликвидировать отрицательное воздействие на рыночную систему монополистов, снизить возможности ценового контроля отдельных хозяйствующих субъектов.

Также важное значение на текущем этапе развития рынка потребительских товаров, приобретает обеспечение эффективного функционирования рынка за счет формирования резервов экономического потенциала и материально-технической базы рыночной инфраструктуры. Среди субъектов рыночной инфраструктуры, только отдельные характеризуются полноценным формированием, а другие находятся в стадии своего становления. Поэтому важное значение отводится их становлению и качественным организационным преобразованиям всех объектов инфраструктуры рынка потребительских товаров.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot