Регулирование деятельности платежных систем – это действие органов власти, уполномоченных на осуществление мониторинга и контроля в отношении функционирования платежных систем.
Сущность и значение регулирования деятельности платежных систем
Функционирование и финансовая стабильность любого государства во многом определяется наличием возможностей осуществления любых транзакций в безопасном и своевременном режиме за счет эффективного функционирования расчетных информационных систем. Глобализация экономических процессов последние десятилетия поставила вопрос совместимости платежных систем различных государств, обеспечивающей вливание национальных экономик отдельных государств в мировую и финансовые рынки, функционирующие в условиях глобализации. Органы государственной власти, межгосударственные властные органы, центральные банки лидеров мировой экономики, международные финансовые организации обеспечивают эффективность, надежность, безопасность взаимодействия расчетных платежных систем, постоянно совершенствуя их функционал.
Основное назначение платежных систем состоит в обеспечении стабильности и бесперебойности функционирования финансовой системы, сокращении операционных издержек экономики, обеспечении роста эффективности использования финансовых ресурсов. Платежные системы обеспечивают увеличение ликвидности финансового рынка и содействуют активизации реализации денежно-кредитной политики.
Последние десятилетия способствовали обострению проблем, касающихся финансовых рисков и эффективности различных видов платежных систем. Со стороны центральных банков есть заинтересованность в повышении надежности и эффективности платежных систем, сказывающихся на состоянии национальной денежной единицы. Центральные банки выступают в качестве ключевых субъектов при решении вопросов, которые касаются поддержки и развития национальных платежных систем. Фактически именно центральные банки осуществляют управление этими платежными системами. В свою очередь, на органы государственной власти возложены надзорные функции, а также контроль рисков, связанных с деятельностью национальных платежных систем.
Уполномоченные органы власти осуществляют наблюдение за функционированием платежных систем посредством внедрения стандартов их деятельности и контроля соблюдения требований к функционированию. Стандарты функционирования платежных систем обеспечивают определение критериев приемлемости параметров этой системы для признания ее со стороны центрального банка. Основу стандартов составляют 10 принципов, предусмотренных документом «Основополагающие принципы для системноважных платежных систем».
Осуществление мониторинга платежных систем со стороны центрального банка включает в себя:
- во-первых, осуществление сбора и анализа информации относительно текущей работы платежных систем;
- во-вторых, проведение сравнительного анализа соответствия определенной платежной системы основополагающим принципам, предусмотренным для системноважных платежных систем.
На центральные банки одновременно возложены функции:
- во-первых, оператора платежных систем;
- во-вторых, органа наблюдения за функционированием платежных систем.
В определенной мере это может стать причиной конфликта интересов, что требует от законодательства четкого разграничения содержания этих функций.
Мониторинг платежных систем осуществляется как на этапе их создания, так и на этапе внедрения изменений в специфику их функционирования. В процессе мониторинга особое внимание направляется на анализ параметров платежной системы, изучение мер и процедур, направленных на управление рисками. Функционирующие платежные системы делают объектом мониторинга ежедневные операции и изменения. Анализ статистической информации касается функционирования платежной системы и действий участников этой системы, формируя основу для исследования и диагностики ее возможных недостатков.
Особенности регулирования платежных систем в разных странах
В разных странах центральные банки обладают различными полномочиями в отношении регулирования деятельности платежных систем.
Для большинства развитых стран, к числу которых, в частности, можно отнести Австралию, Австрию, Канаду, Германию, характерно установление ответственности именно центрального банка за наблюдение за функционированием платежной системы в соответствии с учредительными документами. Во многих из этих стран, за исключением Германии, платежные системы обязаны осуществлять предоставление информации о своем функционировании центральному банку. Однако участники этой системы в таких странах, как Канада и Германия, освобождены от предоставления информации центральному банку. Большинство развитых стран не осуществляет лицензирование платежных систем со стороны центрального банка страны. Австрия, Австралия, Канада при этом устанавливают необходимость одобрения правил работы платежных систем центральным банком страны. В некоторых странах, например, в Австралии центральный банк имеет право на установление условий членства в отношении платежных систем.
Практически во всех странах центральный банк наделен инструментами, позволяющими реализовывать меры воздействия в отношении платежных систем и ее участников в виде штрафов, гражданской или уголовной ответственности.
Необходимо понимать, что обязательным элементом контроля центрального банка в отношении платежных систем выступает прозрачность. Общество должно быть информировано о той роли, который наделен центральный банк в отношении платежных систем. Политика центрального банка, осуществляемые реформы должны быть известны заинтересованным сторонам.
Регулирование платежных систем предусматривает формирование обоснованной правовой базы ее функционирования, разработку процедур и правил действия платежных систем, определение процедур управления различными рисками.