Регламенты внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств – это внутренние документы федеральных органов власти, устанавливающие общие правила их функционирования и работы, а также взаимодействия с другими органами власти.
Назначение регламентов внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств
Регламенты внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств призваны обеспечить порядок функционирования федеральных органов власти, упорядочить взаимоотношения между отдельными подразделениями этих органов власти и взаимодействие органов власти с другими органами государственного и муниципального управления.
Правовую основу для разработки регламентов внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств составляют федеральные законодательство, президентские и правительственные акты, положения об отдельных органах государственного управления федерального уровня. Также существуют типовые регламенты, формирующие основу для разработки отдельных регламентов конкретных федеральных министерств, служб и агентств.
Примерная структура регламента внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств
Регламенты внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств в обобщенном виде имеют следующую структуру:
- во-первых, раздел, утверждающий структуру и штатное расписание федерального министерства, службы или агентства;
- во-вторых, раздел, посвященный полномочиям руководства министерства, службы или агентства федерального уровня;
- в-третьих, раздел, посвященный административным регламентам и стандартам оказания государственных услуг.
Первый раздел регламента упорядочивает структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального министерства, службы или агентства, устанавливает предельный фонд оплаты труда, определяет численность персонала. Регламент устанавливает необходимость утверждения структуры и штатного расписания органа федеральной власти со стороны президента или правительством. В отношении территориальных подразделений федеральных органов власти функцию формирования структуры и штатного расписания выполняют их руководители в соответствии с установленными ограничениями фонда оплаты труда и численности персонала. Регламент внутренней организации может предусматривать иной порядок определения структуры и штатного расписания органов власти при условии наличия соответствующих положений в федеральном законодательстве.
Раздел, посвященный полномочиям руководителей федеральных органов власти, возлагает на руководителя обязанности организации работы органов власти, а также определяет его персональную ответственность за выполнение задач функционирования органов власти, реализацию государственной политики в отношении предметов ведения конкретного органа власти. В соответствии с регламентами внутренней организации руководители федеральных органов власти несут ответственность за осуществление внутреннего финансового контроля и аудита, представление необходимой отчетности о деятельности органов власти, реализацию иных полномочий, предусмотренных законодательством и регламентом.
Также этот раздел определяет состав обязанностей заместителей руководителей федеральных органов власти, обеспечивает организацию и координацию реализации функций федеральных органов власти, распределение обязанностей между заместителями руководителя и иным персоналом.
Регламент устанавливает порядок формирования приказа о распределении обязанностей между персоналом органов власти.
В разделе, посвященном административным регламентам и стандартам оказания государственных услуг, регламента внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств устанавливаются порядок и сроки разработки административных регламентов реализации государственных функций и оказания государственных услуг. Регламент определяет порядок разработки и утверждения стандартов оказания государственных услуг конкретными органами власти. Цель этих стандартов состоит в обеспечении доступности и качества государственных услуг.
Планово-организационные аспекты применения регламентов внутренней организации функционирования органов государственной власти
Регламент организации федеральных министерств, служб и агентств устанавливает порядок планирования и организации работы этих органов власти. Правовую основу осуществления планирования работы федеральных органов власти составляют послания российского президента, в том числе бюджетные, программы развития государства в социально-экономическом плане, план действий правительства и так далее.
Регламент внутренней организации федеральных министерств, служб и агентств определяет применяемые методы планирования деятельности органов власти, устанавливает взаимосвязи между бюджетным финансированием и результатами деятельности.
В соответствии с внутренним регламентом федеральные министерства, службы и агентства под управлением российского правительства осуществляют самостоятельную разработку планов и показателей деятельности федеральных органов власти в качестве субъекта бюджетного планирования.
Регламент внутренней организации устанавливает обязанности руководства федерального органа власти утверждать планы и устанавливать показатели деятельности структурных подразделений органов власти, а также утверждать отчеты об их деятельности.
Регламент внутренней организации определяет порядок взаимодействия отдельных структурных подразделений органов власти, его территориальных отделений, взаимодействие с другими органами власти. Регламент внутренней организации позволяет упорядочить различные организационные процессы функционирования органов власти, облегчить работу государственных служащих и установить единообразный подход к исполнению должностных обязанностей разными лицами.