Необходимость реформы территориального управления в России
Реформа территориального управления – это преобразование управленческой деятельности, реализуемой должностными лицами и органами публичного управления с целью более эффективного обеспечения интересов населения определенной территориальной единицы в системе государственного устройства и ее развития.
Россия характеризуется как территориально сложно устроенное государство, состоящее из юридически равных территориальных единиц – регионов, в составе которых выделяются административно-территориальные единицы низшего уровня – муниципальные образования. Итак, территория страны подвергается делению по двум критериям:
- административно-территориальное деление территории осуществляется для эффективной реализации функции публичного управления на государственном и региональном уровне;
- муниципальное деление территории страны осуществляется для эффективной организации самоуправления местными сообществами.
В отдельных случаях происходит совпадение двух названных критериев. Так, административные районы могут совпадать с муниципальными районами и, напротив, бывают случаи, когда происходит разграничение территории по названным критериям, например, границы административной единицы и границы муниципальной единицы могут меняться независимо друг от друга, а в составе административного района могут выделяться два муниципальных района и др.
Внутренние сложности устройства территории страны и асимметричность ее регионов предопределяют, что действия государства постоянно направлены на оптимизацию территориального управления с учетом официально закрепленных принципов развития модели отечественного федерализма и политики развития субъектов страны.
К числу основных целей реформ государственного территориального управления страной можно отнести следующие:
- обеспечение инновационного функционирования Федерации и регионов;
- оптимизация территориального развития страны посредством формирования новых центров роста;
- реализация потенциала территорий единиц административно-территориального устройства в условиях конкурентной среды;
- сокращение разрыва социально-экономических характеристик, единиц административно-территориального деления;
- обеспечение высокой степени интеграции, единиц административно-территориального деления.
Указанное обуславливает необходимость формирования механизма стратегического управления развитием субъектов федеративного устройства, обеспечения баланса обязательств федеративных субъектов и местных сообществ.
Основные трудности реформы территориального управления
Организация территориального управления страной в процессе своего развития сталкивается со следующими объективными трудностями:
- отдельное несоответствие границ единицы территориального устройства административным границам, экономико-политическим границам и этническим границам;
- отсутствие в системе публичного управления страной органов, в чью компетенцию входило бы управление так называемыми промежуточными территориальными элементами, например, между Федерацией и отдельным субъектом, между отдельными субъектом и конкретным местным сообществом;
- слабая степень влияния специального органа публичного управления в сфере федеративного устройства, а именно Министерства регионального развития, на направления развития территории страны;
- дублирование отдельных управленческих обязательств в сфере территориального устройства органов публичного управления различных уровней.
Итак, в деле территориального развития страны объективно наличествуют определенные риски, что требует при прогнозировании оптимизации территориального управления использовать такие инструменты, как:
- разработка негативного сценария развития для предотвращения и преодоления прогнозируемых трудностей;
- разработка активного сценария реформы территориального управления с учетом выявленных ранее уязвимых системных элементов территориального управления. Такой сценарий позволит обеспечить прогрессивное развитие всей территории страны, отдельных ее элементов, сбалансировать развитие между элементами различных уровней и пр.
При этом в реформировании территориального управления можно выделить краткосрочный и долгосрочный периоды. В краткосрочной перспективе форма территориального управления предполагает собой поиск, обсуждение, выработку основных направлений территориальной политики, а также корректировку ранее действовавшей политики на основе выявленных ее несовершенств. Необходимо внедрять систему территориального управления, новые эффективные инструменты, в том числе такие:
- Эффективное перераспределение полномочий между федерацией и регионами или местными сообществами, которое должно найти закрепление в специальном законодательстве. С точки зрения политической ситуации инициатором названного преобразования может выступить глава государства или высший исполнительный орган. Так, выглядит обоснованной передача правительству права перераспределять полномочия на региональном уровне;
- Расширение системы взаимных контактов между органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней и населением, которое должно быть непосредственно вовлечено в разрешение вопросов территориального управления;
- Формирование партнерских отношений между органами публичного управления высшего уровня в области территориального устройства и высшими органами публичного управления на уровне регионов и местных сообществ. В частности, целесообразно внедрять неконституционные демократические институты, которые широко используются частными субъектами, например, формирование государственной корпорации для развития регионов, характеризующихся проблемной социально-экономической обстановкой. Кроме того, видится необходимым налаживание системы субсидиарности в области территориального управления, когда управленческие задачи передаются на разрешение органов публичного управления того уровня, на котором разрешение будет наиболее эффективным.