Парламентаризм – это тип государственного устройства, при котором в структуре государственных органов власти присутствует постоянно действующий избираемый гражданами страны орган, наделенный полномочиями принимать верховные решения в форме законов
Сущность и значение парламентаризма
Прежде всего необходимо отметить, что парламентаризм – это сложное социально-политическое явление. Именно поэтому содержание парламентаризма претерпевает изменения исходя из того, в каких условиях исторической действительности развивается указанное явление.
В самом общем, виде парламентаризм можно обозначить как тип государственного политического устройства, при котором реализуется принцип разделения властей, в частности отделение законодательной власти от исполнительной, и осуществляется наделение законодательной властью специально формируемого населением представительного органа, которому вверяется право принимать управленческие решения по важнейшим вопросам публичного управления в форме законов и контроля исполнительной власти.
Парламентаризм сегодня является необходимым элементом государственного устройства всех развитых демократических государств. В современных демократических государствах население получает возможность для реализации своего права на участие в управлении делами общества непосредственно высказывать свою позицию на выборах и референдумах и реализовывать свою волю через представителей в формируемых населением органах.
Парламент входит в число высших государственных органов, он реализует законодательную власть, то есть принимает важнейшие управленческие решения в соответствии с регламентированной процедурой в форме закона. Парламент формируется населением на основе выборов – прямых или косвенных. Кроме того, к числу важнейших функций парламента относятся:
- участие в формировании высшего исполнительного органа;
- осуществление контрольных мероприятий над деятельностью высшего исполнительного органа;
- реализация иных полномочий, предусмотренных полномочий в системе государственного управления.
Российский парламентаризм характеризуется определенной спецификой. В дореволюционный и советский период предпринимались отдельные попытки утверждения парламентаризма в государственном устройстве, однако этот предыдущий опыт не в полной мере отвечает требованиям современного Российского государства, характеризующегося демократическим устройством, главенство права, социальным характером. Указанным обусловлены проблемные аспекты и перспективы дальнейшего развития парламентаризма в условиях российской действительности.
Проблемные аспекты развития парламентаризма в России
Проблемные аспекты развития парламентаризма в России обусловлены, прежде всего, отсутствием преемственности в развитии представителей законодательных органов в стране.
Кроме того, процессы развития парламентаризма происходят на фоне процессов становления правового государства, гражданского общества и демократического политического устройства. Иными словами, еще не утвердились социально-политические институты представления интересов населения на политической арене, участия населения в принятии управленческих решений.
При этом роль парламента в системе публичного управления России существенно ограничивается сильной исполнительной властью. Доминирующая роль исполнительной власти обеспечивается поддержкой СМИ, которые освещают реализацию управленческих решений, то есть административно-распределительную деятельность, оставляя в тени принятие управленческих решений посредством реализации законотворческой функции парламентом. Иными словами, развитие парламентаризма напрямую связано с развитием гражданского общества, с ростом правовой и политической культуры и правосознания российского населения.
Перспективы развития парламентаризма в России
Становление и развитие парламентаризма – это сложный социально-политические процесс, который требует активного участия населения, институтов гражданского общества, в том числе политических партий, в разработке и реализации управленческих решений.
В качестве перспектив развития парламентаризма в России можно назвать следующие:
- усиление роли парламента за счет развития политических партий и становления их в обществе как эффективных инструментов выражения интересов социальных групп. Иными словами, политические партии в государственно-политическом устройстве должны выполнять роль посредника между властными структурами и населением, то есть формулировать и выражать интересы социальных групп и обеспечивать их последующую реализацию при принятии управленческих решений. Только наличие в политической системе сильных политических партий способно обеспечивать развитие парламента;
- развитие законотворческой функции парламента. Развитие парламентаризма предполагает ведущую роль парламента в определении перспектив развития государства, отдельных его территорий за счет удовлетворения социальных запросов в преобразовании общественных отношений. Иными словами, парламент должен разрабатывать и предлагать населению перспективные направления развития в концепциях законотворчества в соответствующих сферах публичного управления;
- усиление контрольной роли парламента. Парламентаризм требует наличия у парламента инструментов для контроля исполнительной власти. Указанное, например, может быть реализовано посредством введения института индивидуальной и коллективной ответственности министров перед парламентом, а также распространением практики формирования правительства при непосредственном участии депутатов и парламентских комиссий;
- развитие парламентаризма должно сопровождаться повышением эффективности деятельности депутатов, для чего представляется необходимым повысить личную ответственность депутатов для обеспечения неукоснительного соблюдения законодательства, регламента и внутреннего распорядка функционирования парламента. Большое значение имеет информационное обеспечение реализации полномочий депутатами, в том числе представление им всей необходимой статистической информации и др.