Развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов – это деятельность, направленная на обеспечение наиболее эффективного функционирования служащих, реализующих контрольно-надзорные функции государства.
Кадровый потенциал как объект развития контрольно-надзорных органов
Понятие кадрового потенциала с точки зрения этимологии определяется латинским словом, характеризующим наличие силы, мощи, скрытых возможностей. В широком смысле потенциал подразумевает наличие источника каких-либо ресурсов, возможностей и средств для решения поставленных задач и достижения целей. Эти возможности могут иметься у конкретного человека, общества в целом или у государства.
Кадровый потенциал – это ресурсный аспект, способствующий социально-экономическому развитию контрольно-надзорных органов.
Кадровый потенциал выступает объединяющим элементом в отношении способностей всего персонала, осуществляющего деятельность в рамках органов контрольно-надзорного характера при решении их задач.
В рамках кадрового потенциала каждый работник рассматривается в качестве главной производительной силы. С точки зрения экономики наиболее важными характеристиками служащих контрольно-надзорных органов является результативность и эффективность их функционирования, обеспечивающая полноту и обосновывающая необходимость контрольно-надзорной деятельности.
Кадровый потенциал как обобщающее понятие включает в себя такие составляющие, как:
- потребности;
- труд;
- результаты;
- затраты.
Сочетание этих составляющих обеспечивает получение экономического результата функционирования кадрового состава контрольно-надзорных органов.
Качественными характеристиками кадрового потенциала контрольно-надзорных органов выступает численность служащих, структура, профессионально-квалификационный состав, накопленный опыт, профессионализм, разносторонность развития, инициативность и так далее.
С точки зрения кадрового потенциала служащие органов контрольно-надзорного назначения выступают не только как участники контрольно-надзорной деятельности, но и движущий фактор по отношению ко всем стадиям этой деятельности.
Сущность и назначение контрольно-надзорных органов
Одной из наиболее значимых задач государственного аппарата является обеспечение функционирования всех систем этого государства в соответствии с требованиями законодательства. Механизмом реализации данной задачи выступают органы контрольно-надзорного назначения, которые призваны давать оценку действиям различных субъектов с точки зрения их соответствия законодательству.
Контрольно-надзорная деятельность – это официальная деятельность, направленная на соблюдение законности в различных сферах жизнедеятельности общества.
Контрольно-надзорная деятельность может рассматриваться как два обособленных вида деятельности, то есть контроль и надзор, или как их совокупность.
В конечном итоге деятельность этих органов направлена на обеспечение законности функционирования различных субъектов, однако надзорные функции выполняются по отношению к субъектам, не включаемым в структуру надзорного органа, контрольная функция выполняется внутренними подразделениями ведомств.
В основе функционирования контрольно-надзорных органов государственной власти находится ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы законности, профессионализма и гласности, справедливости, независимости и самостоятельности, социальной ориентированности.
Направления развития кадрового потенциала контрольно-надзорных органов
Развитие кадрового потенциала органов контрольно-надзорного назначения осуществляется по следующим направлениям:
- во-первых, кадровый потенциал этих органов нуждается в регулярном повышение их профессионализма, обусловленных появлением все новых форм злоупотреблений в подконтрольных и поднадзорных сферах деятельности. Рост кадрового потенциала обеспечивается за счет организации постоянного повышения квалификации, дополнительного обучения государственных служащих, осуществляющих свою службу в рамках контрольно-надзорных органов государственного управления;
- во-вторых, основой развития кадрового потенциала рассматриваемых органов должно стать разумное сочетание разделения и кооперации труда, с одной стороны, обеспечивающее специализацию служащих данных органов, позволяющую повышать эффективность контрольно-надзорной деятельности, с другой стороны, обеспечивающую комплексность осуществляемых проверок;
- в-третьих, необходимость построения профессиональной системы оценки квалификационного уровня служащих, занятых в рамках органов контрольно-надзорного назначения. Система оценки этих служащих и их навыков будет обеспечивать основу для постоянного самосовершенствования служащих контрольно-надзорных органов государственного управления. Регулярная аттестация обеспечит стремление к повышению собственного профессионального уровня, а также самоорганизует служащих на решение этой задачи;
- в-четвертых, ориентированность на использование внутренних источников закрытия вакансий в системе органов государственного управления контрольно-надзорного назначения, обеспечивающая карьерный рост служащих этих органов и их мотивацию при выполнении своих профессиональных задач;
- в-пятых, совершенствование методического обеспечения контрольно-надзорной деятельности, формирующего стандарты действий служащих этих органов и единство получаемых результатов и так далее.
Развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов государственного управления может включать в себя множество мероприятий в зависимости от тех задач, которые государство ставит перед этими органами на конкретный момент времени. Однако в целом развитие кадрового потенциала должно быть направлено на повышение профессионализма служащих данной сферы государственного управления.