Механизм государственно-частного партнерства в сфере образования – это юридически определенное взаимодействие органов публичного управления и представителей частного бизнеса в рамках заключенного на определенный срок соглашения с целью объединения усилий, ресурсов и распределения рисков между публичной и частной сферами для повышения доступности и качества образовательных услуг.
Понятие и значение механизма государственно-частного партнерства
Объединение ресурсов системы публичного управления и частного бизнеса позволяет наиболее эффективно решать задачи социально-экономического развития отдельной территории и государства в целом. Сегодня в систему публичного управления активно внедряют инструменты управления нового формата, среди которых государственно-частное партнерство. Инструменты государственно-частного партнерства сегодня широко применяются в сферах экономики, здравоохранения, образования и иных социально значимых сферах.
Содержание механизма государственно-частного партнерства определяется следующими характеристиками:
- это институциональная и организационная основа для взаимодействия между предпринимателями и системой публичного управления, которое реализуется на основе договора, где предметом выступают собственность государства или государственные услуги;
- это форма взаимодействия предпринимательства и система публичного управления, учреждаемая и функционирующая для реализации социально значимых проектов, в том числе в стратегически важных отраслях экономики, в сфере оказания государственных услуг на территории всей страны и на отдельных территориях;
- это инструмент долгосрочного сотрудничества предпринимательства и государства, в рамках которого решаются политические задачи посредством объединения экспертного знания частного и публичного секторов и распределения рисков и выгод между частным и публичным секторами.
Необходимо подчеркнуть, что механизм государственно-частного партнерства сегодня используется как на всей территории государства, так и на отдельных территориях. Наиболее востребованными отраслями использования указанного механизма являются инфраструктура производства, транспорта, инноваций, научные исследования, здравоохранение, образование и другие социальные услуги.
Значение использования механизма государственно-частного партнерства в сфере образования
Одним из перспективных направлений использования механизмов государственно-частного партнерства в стране является сфера образования. Использование указанного механизма позволит обеспечить прорыв в технологиях для повышения качества образовательных услуг и развития кадров в стране.
Использование механизма государственно-частного партнерства в сфере высшего специального образования позволяет получить следующие выгоды:
- увеличить финансовую поддержку образовательных организаций за счет ресурсов предпринимательства;
- привлечь к участию в образовательном процессе специалистов из частной сферы;
- развить научно-исследовательскую деятельность за счет ресурсов предпринимательства;
- сформировать бизнес-инкубаторы и пр.
К числу социально полезных последствий сотрудничества государства и частного бизнеса в сфере образования, таким образом, можно отнести:
- привлечение внебюджетных ресурсов для расширения имущественной и финансовой основы образовательной системы;
- стимулирование конкурентоспособности образовательных организаций за счет развития фундаментальных и прикладных исследований;
- формирование инновационной инфраструктуры образовательных услуг.
Развитие кадров как направление использования механизма государственно-частного партнерства в сфере образования
Как отмечалось выше, механизм государственно-частного партнерства используется для решения значимых социальных задач. Сегодня перед российским государством стоит задача инновационного обновления национальной экономики, в том числе экономик отдельных территорий. Такое инновационное обновление требует масштабных мероприятий, как по развитию научно-исследовательской деятельности, так и по обеспечению кадрами национальной экономики.
Реализация трудового потенциала страны, отдельных территорий требует:
- внедрения качественно новых технологий в образовательный процесс;
- сближения процесса обучения с последующей практической деятельностью;
- активной поддержки научно-исследовательской работы, в том числе прикладных исследований.
Указанное объективно требует поиска новых инструментов для повышения качества и доступности специального образования в стране. Одним из таких инструментов выступает механизм государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство в сфере образования позволяет:
- обеспечить поддержку предприятий, занятых разработкой и внедрением инноваций;
- ориентировать образовательные организации на запросы и нужды инновационной экономики, предоставив обучающимся возможность участвовать в научно-исследовательской и прикладной деятельности;
- включить в экономический оборот результаты научных исследований, которые проводятся обучающимися в образовательных организациях или на базе частных предприятий.
Кроме того, государственно-частное партнерство для развития кадров в сфере образования может решить и практические задачи, в частности:
- обновить фонд недвижимого имущества образовательных организаций;
- обеспечить непосредственное предоставление образовательных услуг.
Для развития кадров большое значение приобретает предоставление для преподавателей образовательных организаций площадки для научно-исследовательской деятельности, востребованной в сфере предпринимательства. Это позволит повысить уровень преподавательского состава и, как следствие, обеспечить предоставление населению образовательных услуг более высокого качества, ориентированных на практические запросы и совмещающих в себе необходимые специальные знания с практическими навыками и умениями.