Государственная и муниципальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это специальный элемент социальной политики государства и муниципалитетов, направленный на реализацию мероприятий по обеспечению прав и интересов детей, родители которых умерли, лишены или ограничены в родительских правах, признаны недееспособными или уклоняются от воспитания детей.
Значение государственной и муниципальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с конституционным и семейным законодательством родители наделены правом по воспитанию ребенка до его совершеннолетия, и на них возложены обязанности по содержанию ребенка, его воспитанию, обучению, развитию, защите его интересов и прав. При этом сегодня численность детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, превышает 400 000 человек.
Дети становятся сиротами, когда у них умирают оба или единственный родитель. Кроме того, дети могут остаться без попечения родителей и в том случае, когда родители живы. Это связано с такими обстоятельствами как:
- лишение родителей прав;
- ограничения прав родителей;
- признание родителей, единственного родителя недееспособными;
- уклонение родителей от воспитания детей, от защиты их интересов.
Более 80 % детей-сирот – это дети, которые остались без попечения родителей, то есть их родители живы, но по определенным обстоятельствам не выполняют своих обязанностей (лишены или ограничены в родительских правах, признаны недееспособными или уклоняются от реализации своих обязанностей). Этот феномен именуется социальные сиротство. Под социальным сиротством принято понимать сложное социальное явление, обусловленное социально-экономическими проблемами:
- отсутствием необходимой системы помощи и поддержки семьи и детей;
- отсутствием в социуме инфраструктуры и институтов борьбы с наркотической и алкогольной зависимостью;
- низким уровнем дохода населения.
Государство для защиты интересов ребенка в том случае, когда родители уклоняются от исполнения своих обязанностей, негативно влияют на ребенка, нередко склоняя его к алкоголизму или наркомании, а также жестоко обращаются с ним, вводит специальные институты:
- лишение родительских прав;
- ограничения родительских прав.
Здесь государство предусматривает законодательные меры по охране прав детей, но в этом случае у государства возникает новая обязанность – обеспечить интересы детей в отсутствие родителей. Государством разрабатывается система мероприятий, реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях для обеспечения интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот.
Меры поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Обеспечение интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны государства, прежде всего, предполагает восполнение родительской заботы посредством формирования специальных институтов. Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, направляются:
- в государственные и муниципальные специализированные учреждения;
- в семьи опекунов, попечителей или приемных родителей.
В период нахождения в специальных государственных или муниципальных учреждениях, в опекунских, попечительских, приемных семьях детям предоставляются бесплатные комплекты одежды и обуви, бесплатное общежитие, бесплатное медицинское обслуживание или возмещения полной стоимости указанных мер поддержки.
Также государство предоставляют дополнительные гарантии социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из минимальных социальных стандартов для финансового обеспечения потребностей ребенка.
Расходы по содержанию детей-сирот финансируются из федерального бюджета, а также консолидированного бюджета субъектов Федерации и государственных внебюджетных фондов страны. Согласно положениям ст. 72 Основного закона страны защита детства отнесена к вопросам совместного ведения Федерации и регионов. Кроме того, в соответствии с положениями федерального закона об общих принципах организации органов власти субъектов Федерации социальная поддержка детей-сирот отнесена к вопросам ведения регионов и подлежит финансированию из региональных бюджетов. При этом необходимо отметить, что в состав расходов федерального бюджета входят и расходы на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, они распределяются между субъектами в зависимости от бюджетной обеспеченности и количества детей, нуждающихся в поддержке. Так, в состав федеральных расходов на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей входят следующие:
- субсидии для содержания ребенка в опекунской, приемной семье, а также для оплаты труда приемного родителя;
- субвенции, которые направляются на выплату единовременного пособия при всех формах устройства в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- субсидии, которые направлены на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, которые находятся под попечительством и опекой, и не имеют жилой площади, которая была бы за ними закреплена;
- трансферты фонда медицинского страхования для диспансеризации детей, которые находятся в стационарных учреждениях;
- субвенции для перевозки детей, самовольно ушедших из семей или государственных или муниципальных учреждений.
Основные направления развития государственной и муниципальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Главным направлением развития государственной и муниципальной политики по поддержке сирот, детей, которые остались без попечения родителей, следует признать поддержку семей и детей, то есть работу государства с семьями, которые находятся в сложной ситуации и требуют поддержки государства в преодолении такой ситуации, в том числе:
- в трудоустройстве;
- в борьбе с алкогольной или наркозависимостью;
- в преодолении негативных установок поведения и пр.
Иначе говоря, главной мерой поддержки должны стать мероприятия по предотвращению оставления детей, по преодолению сложной семейной обстановки посредством работы прежде всего с родителями.
Еще одной важной мерой совершенствования государственной политики в указанной сфере является просвещение населения и распространение идеи о необходимости всесторонней поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот.