Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разработка социального проекта в образовательной организации

Определение 1

Социальный проект – это система действий и мероприятий, реализуемых уполномоченными субъектами и обеспечивающих достижение целей, выполнение задач и получение заранее запрограммированных социально полезных эффектов в конкретной сфере общественной жизни посредством ее преобразования.

Сущность и значение социального проекта

Проектирование следует рассматривать как особую область социальной научной деятельности, обеспечивающей решение проектных и исследовательских сложных задач. Исходной стадией проектирования является установление комплекса социальных факторов и обстоятельств, способствующих или, напротив, препятствующих реализации научных рекомендаций для достижения социально полезных результатов. В свою очередь, итогом социального проектирования выступает проект как модель желаемого будущего состояния объекта.

В самом общем виде цель социального проектирования может быть определена как преобразование действительности для создания объектов, явлений, процессов, положительно влияющих на конкретную сферу общественной жизни. Социальное проектирование осуществляется индивидом, социальной группой, системой публичного управления для достижения социально значимых целей, определенных по времени, привлекаемым ресурсам и пр.

Таким образом, социальный проект следует рассматривать как метод социальных изменений, которые строятся на проектировании и конструировании желаемого состояния объекта управления – соответствующей сферы общественной жизни.

Отсюда, к ключевым свойствам социального проектирования можно отнести:

  • инновационность. Социальное проектирование всегда имеет своей целью формирование нового состояния объекта управления, нового объекта социальной действительности, то есть преобразование социальной действительности с целью удовлетворения потребностей личности, социальной группы, населения в целом;
  • технологичность. Указанное свойство предполагает, что проектирование базируется на сформированных социально-культурных практиках и предполагает установленную последовательность действий и мероприятий;
  • универсальность. Названное свойство социального проектирования заключается в том, что социальное проектирование касается всех сфер общественной жизни;
  • комплексность. Это свойство социального проектирования предполагает, что для его реализации используются система разнообразных методов, способов, инструментов и мероприятий;
  • коммуникативность. Это свойство социального проектирования предполагает, что проектирование реализуется не как однонаправленная деятельность, а как процесс взаимодействия.
«Разработка социального проекта в образовательной организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Жизненный цикл социального проекта

Эффективность социального проекта как механизма управления в немалой степени обусловлена установлением временных рамок для соответствующего преобразования социальной действительности. Иными словами, социальный проект всегда предполагает за счет привлечения определенного перечня и объема ресурсов и реализации конкретной системы мероприятий в установленные сроки достижение планируемых изменений в конкретной сфере общественной жизни.

В жизненном цикле проекта можно выделить следующие стадии:

  • предпроектная деятельность. Названная стадия предполагает реализацию подготовительных работ, в том числе оценку реальных возможностей по преобразованию социального объекта, явления, процесса за счет имеющихся ресурсов в установленные сроки. На этой стадии разрабатывается идея, концепция преобразования, которая постепенно посредством обсуждения и проработки конкретных элементов становится базой для будущего социального проекта. Эта стадия предполагает исследование объекта, определение целей и задач проектирования, определение возможности выбранными мероприятиями и привлекаемыми ресурсами обеспечить достижение целей социального проектирования в конкретной области;
  • разработка проекта. На этой стадии на базе проведенных исследований, поставленных целей и задач разрабатывается проектная документация, осуществляется стратегическое планирование реализации за счет привлеченных ресурсов системы мероприятий;
  • непосредственно реализация проекта. На этой стадии запланированные мероприятия реализуются уполномоченными субъектами в последовательности, предусмотренной проектом;
  • завершение работ. Эта стадия предполагает оценку проведенных мероприятий в рамках реализации социального проекта. Иными словами, это контрольная стадия, которая позволяет оценить эффективность использования привлеченных ресурсов и реализации мероприятий для достижения желаемого состояния объекта проектирования.

Специфика социального проекта в образовательной организации

В образовательной организации социальный проект создается для:

  • обеспечения эффективного применения образовательных технологий и решения задач развития потенциала обучающихся;
  • формирования благоприятной среды для профессионального развития и саморазвития педагогических работников.

При этом цели и задачи социального проекта в образовательной организации предполагают оценку по двум направлениям:

  • цели и задачи социального преобразования в образовательной сфере на базе конкретного учебного заведения или в определенной области отношений в сфере образования;
  • цели и задачи для субъектов, реализующих проектирование и непосредственно предоставляющих образовательные услуги.

Если субъекты, реализующие мероприятия социального проекта в образовательной организации, не понимают и не разделяют цели и задачи социального проектирования или не владеют методами, инструментами, механизмами социального проектирования, то достижение целей социального проекта становится крайне затруднительным.

Таким образом, для эффективной организации социального проектирования в образовательной сфере необходимо:

  • повышение квалификации педагогических работников, включенных в систему социального проектирования, в части разработки и реализации социальных проектов;
  • использование зарекомендовавших себя в практике других образовательных организаций в качестве эффективных методов и инструментов социального проектирования;
  • всесторонняя популяризация методов и инструментов социального проектирования;
  • включение в планы внеурочной деятельности времени для социального проектирования и др.
Дата последнего обновления статьи: 20.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot