Разработка предложений по повышению энергоэффективности организаций в сфере услуг – это осуществление работы, направленной на выявление возможных вариантов действий, обеспечивающих рост энергоэффективности организаций, оказывающих услуги потребителям.
Сущность и значение сферы услуг
Сфера услуг представляет собой часть экономики, включающую в себя организации, оказывающие различные виды некоммерческих и коммерческих услуг.
Под услугами понимают действия, которые направлены на удовлетворение материальных и нематериальных потребностей человека.
Обслуживание в сфере услуг выступает продуктом взаимодействия нескольких лиц, как правило, двух.
Для развитых стран характерно преобладание сферы услуг в структуре экономических отношений. Данная сфера включает в себя некоммерческое и коммерческое обслуживание. Роль поставщиков услуг выполняют частные компании и специалисты, в качестве потребителей выступают юридические и физические лица.
Рыночные отношения данной сферы охватывают оборот услуг на конкретной территории.
Сфера услуг подвержена прямому воздействию со стороны особенностей экономических отношений отдельного государства, его регионов или муниципальных образований.
В структуру сферы услуг включаются жилищно-коммунальное хозяйство, соцобеспечение, торговля и общественное питание, культурное и бытовое обслуживание, связь и транспорт, обучение и воспитание несовершеннолетних, рекреационное и медицинское обслуживание, финансирование и кредитование и так далее.
Энергоэффективность в сфере услуг
Энергоэффективность сферы услуг представляет собой комплекс мер организационного, экономического, технологического характера, призванных обеспечить рост значимости рационального использования энергетических ресурсов в сфере обслуживания.
Энергоэффективность сферы услуг состоит в рациональном и эффективном использовании энергии за счет потребления меньшего количества для обеспечения установленного уровня потребления для различных отраслей сферы услуг. Организации сферы услуг должны направлять свои намерения в этом направлении на ограничения потребляемой энергии любых видов, а также ограничения выброса парниковых газов в атмосферу.
Энергоэффективность сферы услуг подразумевает обеспечение полезного и эффективного расходования энергии.
Проблема энергоэффективности начала активно рассматриваться развитыми государствами в 1970-х годах. В то время многие правительства внедряли программы энергосбережения и ориентировали политику на повышение энергоэффективности производства. Следует отметить, что сфера услуг относится к отраслям с относительно невысоким уровнем потребления энергии, однако необходимость повышения энергоэффективности касается и этой сферы.
При этом в сфере услуг имеются и такие отрасли, энергопотребление которых сравнимо с промышленным. В частности, это жилищный сектор, объем потребления которого составляет 25% от общего потребляемого объема энергии.
Российское правительство активно проводит курс на обеспечение энергоэффективности и энергосбережения. Эти направления признаются стратегическими и приоритетными для развития российского государства.
Правительство предлагает систему федеральных субсидий и льгот, призванных обеспечивать поощрение энергоэффективных и энергосберегающих организаций, в том числе в сфере услуг.
Обеспечение энергоэффективности и энергосбережения можно рассматривать в качестве задачи национального развития.
Правовую основу энергоэффективности в сфере услуг формирует Федеральный закон «Об экономии энергии и повышении энергетической эффективности». Данный закон является базовым документом, определяющим политику государства в области обеспечения энергоэффективности. Основное назначение данного закона состоит в обеспечении энергоэффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являющейся составным элементом сферы услуг.
Направления повышения энергоэффективности организаций сферы услуг
Одним из направлений повышения энергоэффективности организаций сферы услуг является обеспечение контроля за расходованием энергии организациями данной сферы. В частности, для организаций жилищно-коммунального хозяйства предлагается введение энергетических паспортов, выработка мер, призванных обеспечить возможности и права потребителей осуществлять экономию энергоресурсов, выбирая энергоэффективные услуги и товары. Реализация этого направления энергоэффективности обеспечивается в первую очередь за счет введения запрета на импортирование, производство и продажу ламп накаливания мощностью более 25 Вт.
Также для организаций сферы услуг предлагается набор инструментария, обеспечивающего стимулирование энергосбережения. Например, бюджетные организации, снижающие объем потребляемой энергии на 3% ежегодно в течение 5 лет, могут перераспределить сэкономленные средства, в том числе на выплату заработной платы.
Организации сферы услуг должны ориентироваться на разработку программ, обеспечивающих энергосбережение и энергоэффективность.
В этих условиях государство выступает в качестве основного субъекта, обеспечивающего стимулирование перехода организаций сферы услуг на энергоэффективную политику. Для этого применяются экономические рычаги, к числу которых относится льготное налогообложение, льготное кредитование, возмещение процентов по займам.
Собственные меры стимулирования повышения энергоэффективности организаций сферы услуг могут предлагаться региональными и муниципальными властями. При этом каждая территория должна предлагать собственный комплекс поддерживающих и стимулирующих мер, обусловленных спецификой энергопотребления на этой территории. Например, в условиях полярной ночи нерационально поощрять использование солнечной энергии, в то время как южные регионы могут активно осваивать этот способ энергосбережения и повышения энергоэффективности. Публичная власть должна поддерживать реализацию разнообразных проектов повышения энергоэффективности организаций сферы услуг, в том числе новаторских и рисковых.