Разработка эффективных управленческих решений – это приоритетное направление оптимизации процессов публичного управления посредством внедрения технологий информационного обеспечения управленческих процессов и контрольных мероприятий в отношении эффективности разработки и реализации управленческих решений.
Значение разработки эффективных управленческих решений и развития социально-экономических процессов в РФ
Благосостояние современного общества, в том числе обеспечение социальных потребностей населения, напрямую связано с уровнем развития экономики. Современная российская экономика сталкивается с рядом сложных проблем, в том числе:
- утрата взаимосвязи между наукой и производством; производство не обеспечивается научными разработками инновационных технологий и инновационных продуктов, без которых современная экономика не может обеспечивать устойчивый рост и удовлетворять потребности населения;
- широкое развитие теневой экономики ввиду значительного административного и налогового давления;
- широкое распространение коррупции во всех сферах общественной жизни;
- низкая производительность труда;
- износ производственных мощностей;
- экспортно-сырьевой характер;
- низкая инвестиционная привлекательность;
- зависимость от внешней конъюнктуры и пр.
Поэтому ключевой задачей на всех уровнях публичного управления является обеспечение социально-экономического развития государства в целом, региональных и муниципальных территорий в частности.
Сегодня особое внимание системы публичного управления направлено на поиск и внедрение эффективных механизмов и методов властного воздействия для обеспечения социально-экономического развития. Выбор сделан в пользу планирования стратегического развития территории за счет разработки и реализации комплекса программных мероприятий, позволяющих увязать ресурсы с конкретными действиями, ответственными субъектами, установленными сроками и планируемыми параметрами развития.
Однако практика реализации государственных и муниципальных программ развития позволяет констатировать, что качественное преобразование экономических отношений и надлежащий уровень благосостояния населения по-прежнему не достигнуты.
Это позволяет утверждать, что прогноз долгосрочного социально-экономического развития государства и отдельных территорий, осуществляемый исполнительными органами, надлежащим образом функцию комплексной оценки возможных вариантов экономического развития территории с учетом имеющихся рисков и ограничений развития не обеспечивает.
Сегодня возникает необходимость наиболее широкого научного исследования объекта управления и разработки на основе такого исследования сводных предпрогнозных документов, которые могли бы выступить базой для разработки долгосрочной стратегии социально-экономического развития.
Это связано с тем, что долгосрочная стратегия социально-экономического развития охватывает широкий спектр сложных общественных отношений. Для того чтобы установить закономерности таких общественных отношений и выявить возможные варианты их развития, требуется перманентное системное научное исследование важнейших общественных процессов.
Кроме того, требует оптимизации и процесс непосредственной разработки и реализации управленческих решений для целей планирования развития социально-экономических процессов.
Характеристика разработки эффективных управленческих решений
Прежде всего, необходимо охарактеризовать понятие эффективности управленческого решения: эффективность управленческого решения предполагает, что максимально полезные результаты достигаются за счет использования минимально возможного объема ресурсов. Поэтому, когда речь идет о системе публичного управления, эффективность управленческого решения связывается не только с экономической, но и социальной эффективностью.
В самом общем виде процесс разработки управленческого решения включает в себя этапы:
- выявления проблемы, которая не позволяет объекту управления эффективно функционировать;
- утверждение состава уполномоченных субъектов, призванных подготовить управленческое решение для преодоления выявленной проблемы;
- сбор полной, достоверной и актуальной информации относительно объекта управления, выявленной проблемы; проведение анализа собранной информации;
- разработка вариантов решения проблемы, обоснование выбранных принципов, методов, инструментов, мероприятий преодоления проблемы, постановка целей и задач преодоления проблемы и утверждение параметров состояния объекта управления, которые предполагается достичь при реализации конкретного варианта преодоления проблемы;
- выбор наиболее эффективного варианта преодоления проблемы. Здесь важно учитывать реально наличествующие ресурсы и инструменты, которые способен реализовать субъект управления для достижения поставленной цели;
- непосредственная реализация принятого решения;
- контроль эффективности принятого управленческого решения и корректировка будущих управленческих решений на основе имеющегося опыта.
В системе публичного управления процесс принятия управленческого решения для обеспечения социально-экономического развития является циклическим. Поэтому этап контроля исполнения выбранного варианта решения является крайне важным для оптимизации будущей управленческой деятельности.
Отдельного внимания в процессе разработки управленческого решения заслуживают вопросы:
- информационного обеспечения управленческих процессов. На современном этапе система публичного управления должна активно внедрять информационные технологии, которые позволили бы обрабатывать значительные массивы информации для выработки управленческого решения, аккумулировать и хранить такую информацию для последующего сопоставления результатов реализации управленческих решений и прогнозирования управленческой деятельности;
- координации усилий субъектов публичного управления. Россия – сложно устроенное государство, в котором публичная власть распределена по вертикали между федеральными, региональными и муниципальными органами, что требует координации усилий для обеспечения комплексного социально-экономического развития государства и отдельных территорий.