Расходы бюджетной системы – это отношения, которые возникают по поводу распределения и использования централизованного фонда денежных средств в соответствии с территориальным, отраслевым и целевым назначением.
Сущность и назначение расходов бюджетной системы
Расходы бюджетной системы представляют собой разновидность финансовой деятельности государства. Проявлением данной экономической категории выступают конкретные расходы, имеющие количественную и качественную характеристику.
В качественной характеристике бюджетных расходов раскрываются природа и общественная значимость отдельного вида бюджетных расходов, количественная характеристика определяет их величину.
Активное участие государства в жизнедеятельности общества, необходимость социального преобразования общественной жизни ведут к многообразию различных видов расходов бюджетной системы, формирующихся под действием таких факторов как:
- во-первых, содержание и функции государственного управления;
- во-вторых, уровень развития страны в социально-экономическом плане;
- в-третьих, формы предоставления средств бюджета и так далее.
Содержание и классификация расходов бюджетной системы
Расходы бюджетной системы классифицируются по ряду признаков, к числу которых относятся следующие:
Функциональный признак. В соответствии с этим признаком выделяют следующие виды расходов бюджетной системы:
- Расходы, направляемые на финансирование общегосударственных вопросов;
- Расходы на национальную оборону;
- Расходы на правоохранительную деятельность и национальную безопасность;
- Расходы на национальную экономику;
- Расходы на организацию и содержание жилищно-коммунального хозяйства;
- Расходы на охрану окружающей среды;
- Расходы на образование;
- Расходы на кинематографию, культуру;
- Расходы на здравоохранение и социальную политику;
- Расходы на спорт и физическую культуру;
- Расходы на средства массовой информации;
- Расходы на обслуживание муниципального и государственного долга;
- Трансферты межбюджетные;
Территориальный признак. В соответствии с этим критерием выделяют следующие виды расходов бюджетной системы:
- Федеральные;
- Региональные;
- Местные;
Признак времени осуществления. В соответствии с этим признаком расходы бюджетной системы делятся на следующие виды:
- Обыкновенные расходы;
- Чрезвычайные расходы;
Экономический признак. В соответствии с этим признаком расходы бюджетной системы делятся на:
- Текущие расходы;
- Капитальные расходы;
- Инвестиции.
Рассмотрим отдельные виды расходов бюджетной системы.
Бюджетное законодательство устанавливает состав обыкновенных расходов, которые призваны покрывать большую часть текущих и капитальных расходов бюджетной системы, характеризующейся наибольшей устойчивостью и стабильностью.
В противоположность обыкновенным расходам чрезвычайные расходы носят временный характер, обусловленный возникновением какой-либо ситуации. Размер чрезвычайных расходов также устанавливается законодательством. Для финансирования таких видов расходов формируются резервные фонды в составе бюджетов.
В России существуют резервные фонды правительственные, высших органов управления федерального и регионального уровня, местных администраций.
Средства указанных фондов предназначены для финансирования непредвиденных расходов, связанных с проведением восстановительных работ, ликвидацией последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий и так далее.
Текущими расходами бюджетной системы признается та части бюджетных расходов, которая направляется на финансирование текущих нужд органов государственного и местного управления, бюджетных учреждений, государственную поддержку иным бюджетам, отраслям экономики и так далее.
Примером текущих расходов бюджетной системы является заработная плата, коммунальные услуги, транспортные услуги и так далее.
Нормальное развитие жизни общества требует не только текущих расходов бюджетной системы, но и капитальных. Капитальными расходами бюджетной системы является та часть бюджетных расходов, которая призвана обеспечивать инвестиционную и инновационную деятельность.
Капитальные расходы бюджетной системы включает в себя инвестиции в уже функционирующие или новые организации, предоставление бюджетных кредитов хозяйствующим субъектам, финансирование восстановительного ремонта, других расходов, обусловленных расширением воспроизводства, и так далее.
Расходы бюджетной системы формируются согласно расходным обязательствам, которые определены российским законодательством. Расходы бюджетной системы классифицируются по ее уровням в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, международного законодательства и договорных обязательств России.
Расходная часть бюджетной системы строго определена законодательством и осуществление каких-либо расходов без правового оформления соответствующего характера из бюджетной системы невозможно.
Определение величины расходов бюджетной системы каждого уровня осуществляется в соответствии с объемом полномочий, выделяемых каждому уровню власти.
Расходы бюджетной системы обеспечивают реализацию полномочий органов государственного управления федерального и регионального уровня и органов муниципального управления.
Финансирование расходов бюджетной системы осуществляется за счет собственных бюджетных доходов и источников покрытия бюджетного дефицита. Выполнение расходных обязательств Российской Федерации осуществляется за счет средств государственных внебюджетных фондов в том случае, если это предусмотрено федеральным законодательством.
Средства региональных бюджетов Российской Федерации используются для финансирования полномочий органов государственного управления регионального уровня и полномочий совместного ведения регионов и Российской Федерации.