Пути социально-экономического развития монофункциональных городов – это направления и способы решения проблем монофункциональных городов, выведения их из кризисного состояния, снижения зависимости населения таких городов от градообразующих предприятий.
Сущность и значение монофункциональных городов
Для советского периода существования российского государства было характерно создание моногородов, функционирование которых обеспечивали крупные промышленные предприятия. По сути своей, такие города и создавались для формирования инфраструктуры и размещения населения вокруг этих крупных промышленных предприятий.
Моногород - это вид населенного пункта, где преобладающая часть трудоспособных граждан работает на одном предприятии или в одной отрасли. Такое предприятие носит статус градообразующего и обеспечивает работой большую часть жителей населенного пункта. Монофункциональные города в определенный период своего развития всегда становятся проблемой, независимо от того, в какой стране они созданы.
Смена политического строя и экономических условий деятельности привела к тому, что многие российские моногорода столкнулись с проблемой выживания из-за прекращения функционирования крупных промышленных предприятий, составляющих основу их существования. Население этих городов стремится уехать в более крупные населенные пункты, где имеются более широкие возможности для развития и выживания, в то время как моногорода вымирают.
Российское законодательство фактически не рассматривает моногорода в контексте их особого статуса. Особое внимание монофункциональным городам уделено в Федеральном законе о банкротстве. В соответствии с этим законом признается специфический порядок проведения процедуры банкротства градообразующего предприятия в том случае, если доля населения, занятого на этом предприятии, превышает 25% от общего населения моногорода.
Большинство российских монофункциональных городов сталкиваются с такими проблемами как:
- во-первых, безработица;
- во-вторых, отток населения;
- в-третьих, рост среднего возраста граждан;
- в-четвертых, низкие доходы;
- в-пятых, снижение общей экономической активности.
Пути обеспечения развития монофункциональных городов России
В Российской Федерации к развитию монофункциональных городов власти стали проявлять внимание сравнительно недавно, не более 8 лет назад. В 2014 году правительство установило перечень монофункциональных городов, определив его в соответствии с несколькими критериями, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, статус города в виде городского поселения или городского округа;
- во-вторых, численность населения, превышающая 3000 человек;
- в-третьих, занятость населения в одной отрасли, достигающая 20 процентов от общей численности населения города;
- в-четвертых, связь ключевой отрасли с добычей, переработкой или производством промышленной продукции, за исключением нефти и газа.
Также власти определили категорийность монофункциональных городов, выделив три группы в зависимости от уровня проблемности их развития:
- во-первых, моногорода, имеющие сложное социально-экономическое положение;
- во-вторых, моногорода, имеющие риск ухудшения социально-экономического положения;
- в-третьих, города со стабильным социально-экономическим положением.
Пути социально-экономического развития моногородов различаются в зависимости от их категории.
Основной путь развития монофункциональных городов Российской Федерации предполагает выделение им государственной поддержки в различных формах через Фонд развития моногородов, механизм территорий опережающего социально-экономического развития.
В результате реализации программы государственной поддержки монофункциональных городов достигнута положительная динамика в некоторых населенных пунктах. Однако на сегодняшний день осуществляется реализация новой государственной программы развития моногородов, поскольку прежняя признана низкоэффективной. Новая программа стремится к отказу от статуса моногородов, превращению их в обычные населенные пункты. За счет государственных и частных инвестиций планируется обеспечить развитие в монофункциональных городах промышленности и сферы услуг за счет создания новых хозяйствующих субъектов. Это обеспечит новые рабочие места, снизит зависимость населения города от градообразующих предприятий. Российские власти планируют предоставлять налоговые льготы инвесторам на территории моногородов. Налоговые льготы представляют собой возвращение уплаченных налогов и социальных взносов при условии вложения не менее 20 млн рублей и создания минимум 30 рабочих мест.
Государство также планирует применять такие меры социально-экономического развития монофункциональных городов как создание инфраструктуры за счет государственных средств, предоставление налоговых каникул хозяйствующим субъектам, действующим на территории моногородов, обеспечение развития городской среды.
Зарубежный опыт социально-экономического развития монофункциональных городов
Поскольку специфика жизненного цикла монофункциональных городов практически не отличается в разных странах, для успешного развития этих городов следует внедрять в том числе и зарубежный опыт.
Успешное социально-экономическое развитие монофункционального города зависит от следующих факторов:
- во-первых, наличие плана развития монофункционального города;
- во-вторых, обеспечение активного сотрудничества государства и частного сектора на территории монофункционального города;
- в-третьих, акцентирование внимания на развитии сферы услуг и туризма;
- в-четвертых, использование современного подхода к трансформации объектов, когда промышленные предприятия заменяются бизнес-инкубаторами;
- в-пятых, внедрение информационных технологий и развитие образования;
- в-шестых, предоставление налоговых льгот и снижение бюрократических барьеров для новых хозяйствующих субъектов.
Такие основные способы обеспечения развития используются зарубежными странами для решения проблем социально-экономического развития монофункциональных городов. Это не значит, что эти способы обеспечивают решение всех проблем, но они показали достаточно значимые результаты.