Значение проектного управления в государственном и муниципальном управлении
Проектное управление в государственном и муниципальном управлении – это система действий органов публичного управления всех уровней по прогнозированию, планированию, разработке, утверждению, реализации, мониторингу эффективности реализации проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение управленческих целей в конкретной сфере общественной жизни.
Система публичного управления в России регулярно подвергается модернизации для наиболее полного обеспечения прав и свобод личности и социально-экономического развития государства в целом и всех входящих в него относительно самостоятельных единиц административно-территориального деления.
Сегодня в государственном и муниципальном управлении активно внедряется решение социально-экономических задач посредством проектного управления. Проектное управление рассматривается в качестве инструмента повышения качества государственного и муниципального управления. Это обусловливается тем, что проектное управление предполагает подкрепление публичного управления и стратегии социально-экономического развития конкретной территории, в частности, прогнозируемыми целевыми показателями, которые посредством разработки, утверждения и последующей реализации проектов трансформируются в комплекс взаимосвязанных программ, содержащих перечень основных мероприятий, участников публичного управления, ответственных за реализацию, источников и объемов ресурсов, привлекаемых для решения конкретной задачи. Кроме того, проектное управление всегда предусматривает контрольные мероприятия в отношении эффективности проектов управления.
Практика реализации проектного управления позволяет говорить о наиболее эффективном использовании бюджетных средств и возможности оперативной корректировки проектов для целей наиболее эффективного решения управленческих задач.
Отечественное правительство, построив федеральный бюджет на основании проектного принципа, сориентировало и региональные, и муниципальные органы публичного управления на реализацию задач социально-экономического развития посредством инструментов проектного управления. Глава государства также рассматривает проектное управление в качестве одного из основных механизмов решения социально-экономических задач.
Содержание проектного управления в государственном муниципальном управлении
Всякая управленческая деятельность по своему содержанию и процедуре реализации может быть разделена на следующие виды:
- операционная управленческая деятельность, которая опосредует циклически повторяющиеся операционные действия для решения обычных задач;
- проектная управленческая деятельность, которая опосредует творческое решение задач социально-экономического развития, модернизацию и совершенствование государственного и муниципального управления посредством разработки проекта, его утверждения и реализации, а также контроля качества реализации. Проект предполагает специальный комплекс мероприятий, реализуемый для решения конкретной управленческой задачи в конкретных социальных, экономических, демографических, географических, политических и прочих условиях на базе имеющегося объема ресурсов.
Проектное управление в сфере государственного и муниципального управления, как и в бизнес-сфере, предполагает последовательное прохождение следующих этапов:
- установление приоритетных направлений социально-экономического развития территории;
- выявление требующих разрешения проблем в конкретной сфере публичного управления;
- предложение (инициирование) проекта для решения проблемы в конкретной сфере публичного управления;
- анализ условий, в которых будет реализовываться проект;
- разработка проекта, в том числе установление конкретных целей и задач, а также показателей, которые должны быть достигнуты посредством реализации проекта, определение объема имеющихся и привлекаемых ресурсов для реализации проекта и пр.;
- утверждение проекта полномочным органом публичного управления;
- реализация проекта ответственными должностными лицами и органами публичного управления;
- отчет ответственных органов публичного управления о результатах реализации проекта и достигнутых показателях;
- мониторинг эффективности реализации проекта со стороны общества и полномочных органов публичного управления.
В качестве специфических черт проектного управления в государственной и муниципальной сфере можно выделить следующие:
- реализация механизма проектного управления исключительно в законодательно (нормативно) установленных рамках;
- разработка, утверждение, реализация и завершение проекта под контролем вышестоящих органов публичного управления и общественности;
- финансовое обеспечение проектов посредством бюджетного финансирования;
- представление ответственными органами отчетной информации относительно эффективности реализации отдельных программ, этапов и проекта в целом;
- общественный и ведомственный контроль эффективности реализации отдельной программы, этапа, проекта в целом;
- решение важнейших социально-экономических задач развития муниципалитета, региона, федерального округа, государства в целом посредством реализации проекта;
- высокая социальная полезность эффективной реализации проекта и др.
Проектное управление в государственном и муниципальном управлении опосредует систему инструментов, методов, ресурсов, субъектов и объектов управления, объединенных для реализации мероприятий проекта и достижения социально-полезного эффекта в конкретной сфере публичного управления.
Проектное управление позволяет органам публичного управления найти и реализовывать качественно новое решение целей и задач общественного развития.