Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации – это совокупность препятствий, возникающих на пути осуществления государственного и муниципального управления в разрезе законодательной, исполнительной и судебной власти.
Общая характеристика принципа разделения властей в Российской Федерации
Принцип разделения властей представляет собой основополагающую идею, нашедшую выражение в раздельном и последовательном изложении статуса различных ветвей власти. В соответствии с принципом разделения властей законотворческая деятельность возлагается на представительный орган государственного управления, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на органы исполнительной власти, судебная власть – на суды. Принцип разделения властей предусматривает самостоятельность и независимость каждой ветви власти. Основу формирования данного принципа составляет естественная функциональная нагрузка каждой ветви власти.
Содержание принципа разделения властей можно охарактеризовать следующим образом:
- законы наделяются высшей юридической силой, а их принятие осуществляется только представительными органами власти;
- исполнительные органы власти должны осуществлять исполнение законодательства, реализуя ограниченное нормотворчество, быть подотчетными главе государства и в усеченной степени Парламенту;
- необходимо обеспечить баланс законодательной и исполнительной власти, не допуская возможности перенесения центра властных полномочий на одну из ветвей власти;
- судебная власть должна быть независимой и самостоятельной от других ветвей власти в пределах своей компетенции;
- недопустимо вмешательство любой ветви власти в прерогативы другой ветви власти, а также слияние ветвей власти;
- решение споров относительно содержания Конституции должно осуществляться только через Конституционный суд и предусмотренную для этого правовую процедуру;
- Конституцией должны предусматриваться правовые методы сдерживания каждой ветви власти со стороны других ветвей власти.
Основы российского государственного управления составляет классический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Статья 10 российской Конституции предусматривает самостоятельность органов, представляющих каждую ветвь власти. Российская Конституция и законодательство устанавливает ограничение для каждой ветви власти, реализуемые в виде их полномочий.
Принцип разделения властей, реализуемый по отношению к различным ветвям власти, обеспечивает их уравновешивание, сотрудничество и невозможность ущемления.
На практике принцип разделения властей обеспечивается принципом разграничения предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти и субъектами власти.
Характеристика проблемы реализации принципа разделения властей в России
Одной из проблем реализации принципа разделения властей в Российской Федерации выступает сравнительно небольшая история современного российского государства. Советская власть отрицала значение данного принципа в системе государственного управления. В связи с этим в Российской Федерации принцип разделения властей находился на стадии становления, несмотря на провозглашение этого принципа в Конституции страны. Практика российского государственного управления свидетельствует о явном доминировании исполнительной власти во главе с Президентом и российским Правительством. Реализация законодательной власти возложена на Федеральное Собрание, включающее в свой состав Совет Федерации, образованный представителями исполнительной власти регионального уровня. Кроме того, большая часть законопроектов проходит подготовку министерствами, ведомствами, службами и агентствами.
Таким образом, существует проблема формирования законодательства исполнительной властью, которая в противовес этому должна осуществлять исполнение этого законодательства.
Также в российской практике государственного управления существуют органы власти, которые доминируют над исполнительной властью. В частности, примером такого органа является президентская администрация. Статус российского Президента в системе разделения властей носит достаточно противоречивый характер. В некотором смысле российского Президента можно рассматривать как отдельную ветвь государственной власти. В соответствии со статьей 90 российской Конституции Президент наделен правом издания указов, имеющих подзаконный характер, но не обязанных следовать федеральным законам. Российским Президентом неоднократно издавались указы, призванные регулировать вопросы, отнесенные к компетенции Правительства. Практика российского государственного управления свидетельствует об отсутствии сбалансированности между ветвями власти. Система сдержек и противовесов не всегда работает на практике.
Некоторые правовые коллизии существуют в отношении судебной власти в Российской Федерации. Согласно российской Конституции Конституционный и Верховный суды России занимают главенствующие роли в рамках судебной системы страны, а также наделены правом законодательной инициативы. При этом Конституционный суд в отличие от Верховного суда не имеет в своем подчинении нижестоящих судов, что препятствует осуществлению контроля исполнения государственных решений. Конституционный суд обладает влиянием на последующие решения государственной власти за счет возможности оценки соответствия принимаемых законодательных и нормативных актов положениям российской Конституции.
Большая часть государственно-властных полномочий сосредоточена в руках российского Президента и российского Правительства. На сегодняшний день законодательная и судебная власть подчинены исполнительной власти, что не соответствует сути принципа разделения властей. Решению этой проблемы российской власти предстоит посвятить еще много времени.