Государственный контроль рынка медицинских услуг – это меры органов власти, реализуемые в отношении медицинских организаций с целью обеспечения полноценного медицинского обслуживания населения Российской Федерации, а также соблюдения этими организациями требований законодательства при оказании медицинских услуг.
Государственное регулирование рынка медицинских услуг
Большая часть мер государственного регулирования рынка медицинских услуг осуществляется федеральными органами государственного управления. Часть из этих мер действует только в отношении учреждений, имеющих соответствующую подчиненность, остальные распространяются на все государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
Регулирование рынка медицинских услуг предполагает осуществление мер, направленных на разработку отдельных мероприятий на федеральном уровне, одновременное выполнение задач разработки и реализации мероприятий регулирования рынка медицинских услуг на региональном уровне, непосредственное осуществление мероприятий на муниципальном уровне власти.
Зачастую выполняемые регулирующие функции в отношении рынка медицинских услуг на разных уровнях власти носят дублирующий характер, однако это обусловлено различными уровнями подчиненности медицинских учреждений. К примеру, меры, направленные на формирование здорового образа жизни населения на федеральном уровне включают в себя разработку нормативно-правовой документации, регулирующей функционирование центров здоровья, а также осуществление информационного обеспечения их работы. При этом на региональном уровне осуществляется фактическая деятельность центров здоровья, муниципальный уровень власти вовлекаются в осуществлении отдельных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
С точки зрения государственного регулирования медицинская сфера представляет собой специфический вид экономической деятельности, который можно охарактеризовать следующим образом:
- во-первых, потребности в медицинских услугах имеют императивный характер;
- во-вторых, на рынке медицинских услуг пациент обладает низкой информированностью;
- в-третьих, существует наличие возможности осуществления медицинских услуг коммерческими организациями на безвозмездной основе, государственными и муниципальными учреждениями на возмездной;
- в-четвертых, высокий уровень дифференциации и доступности медицинских услуг для разных групп и слоев населения;
- в-пятых, низкий уровень ценовой и доходной эластичности спроса;
- в-шестых, высокий уровень социально-экономической значимости медицинского обслуживание;
- в-седьмых, необходимость осуществления личного контакта при оказании медицинских услуг между медицинским персоналом и пациентом;
- в-восьмых, персонализированный характер медицинского обслуживания.
Характеристика проблем государственного контроля медицинского обслуживания
Для российского рынка медицинских услуг характерно отсутствие целостной модели надзора за безопасностью и качеством медицинского обслуживания. Система контроля раздроблена между различными органами государственной власти федерального и регионального уровня, а также отдельными ведомствами. Несогласованность нормативно-правового регулирования обеспечивает дублирование некоторых проверочных мероприятий, что обеспечивает чрезмерное административное давление на медицинские учреждения. Многократное привлечение медицинских учреждений к ответственности за одно и тоже правонарушение отрицательно влияет на работу медицинских учреждений.
Также к числу значимых проблем государственного контроля медицинской сферы можно отнести несовершенство нормативно-правовой базы, ее противоречивость, особенно это касается вопросов безопасности и качества медицинского обслуживания. В настоящее время контроль этого направления медицинского обслуживания сосредоточен, в первую очередь, на контроле условий оказания медицинских услуг, в то время как это является не самым важным вопросом обеспечения безопасности и качества медицинского обслуживания. Больше внимания требует контроль жалоб пациентов и их родственников на бездействие или недобросовестные действия медицинских работников, повлекших отрицательные последствия в виде нанесение ущерба здоровью пациента, вплоть до причинения смерти. Контрольные органы в таких случаях зачастую акцентируют внимание только на проверке соблюдения порядка оказания медицинской помощи, не вникая в суть проблемы.
Также в качестве проблемы государственного контроля рынка медицинских услуг можно обозначить отсутствие критериев качества медицинского обслуживания, что лишает контрольные органы соответствующих инструментов оценки этого качества.
Для рынка медицинских услуг характерны несформированность и низкий уровень развития лицензирования, выступающего институтом контроля условий оказания медицинской помощи. Недостатком является туманность требований к соискателям лицензии по оказанию медицинской помощи. Не в полной мере разработаны порядки оказания медицинских услуг, многие виды медицинских услуг не имеет нормативно-правового регулирования. Как следствие, отсутствие определенных правил отрицательно сказывается на возможности контролировать их исполнение.
Для рынка медицинских услуг характерно наличие разрывов и фрагментации, а соблюдении лицензионных требований не обеспечивает реальной пользы для пациентов.
Осуществление контрольной деятельности в отношении медицинских организаций протекает в условиях дефицита нормативно-правовой базы.
Дефицит нормативно-правового регулирования контрольной деятельности в отношении рынка медицинских услуг также становится причиной произвола государственных чиновников при реализации контрольных мероприятий.
Таким образом, в качестве основной проблемы контроля рынка медицинских услуг можно обозначить низкий уровень нормативно-правового регулирования, повышение которого будет способствовать росту качества медицинских услуг в будущем.