Проблемы организации проведения антикоррупционной экспертизы – это препятствия, с которыми сталкиваются эксперты при осуществлении процедуры антикоррупционной экспертизы правовых актов на предмет наличия в них коррупционных факторов.
Порядок и проблемы организации антикоррупционной экспертизы
Порядок организации антикоррупционной экспертизы регулируется Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Назначение данного закона выражается в следующем:
- во-первых, определение правовых и организационных основ проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов для выявления в тексте наличия коррупциогенных факторов с целью их последующего устранения;
- во-вторых, определение в качестве коррупциогенных факторов положений нормативных актов, которые устанавливают безосновательно широкие пределы усмотрения, возможность безосновательного применения исключений, содержат трудновыполнимые, обременительные и неопределенные требования к хозяйствующим субъектам и физическим лицам. Наличие данных факторов обеспечивает формирование условий для осуществления коррупционных действий.
В соответствии с законом к организации антикоррупционной экспертизы применяются следующие принципы:
- во-первых, принцип обязательности проведения экспертизы антикоррупционного характера в отношении проектов нормативных актов;
- во-вторых, принцип оценки содержания нормативных актов в контексте их взаимосвязи с иными нормативными актами;
- в-третьих, принцип обоснованности, объективности и проверяемости результатов экспертизы антикоррупционного характера;
- в-четвертых, принцип компетентности лиц, ответственных за проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов;
- в-пятых, принцип сотрудничества органов государственного управления федерального и регионального уровня, органов муниципального управления, их должностных лиц с гражданскими институтами при организации и проведении экспертиза антикоррупционного характера.
В целом процесс организации антикоррупционной экспертизы достаточно четко регламентирован со стороны законодательства. Однако к организационным проблемам проведении антикоррупционной экспертизы можно отнести следующие:
- во-первых, неполное соответствие принципу компетентности лиц, осуществляющих антикоррупционную экспертизу. Даже официальный статус органов и лиц, допускаемых к проведению антикоррупционной экспертизы, не обеспечивает фактической компетентности данных органов или лиц;
- во-вторых, невозможность в полной мере оценить содержание нормативно-правового акта на предмет наличия коррупциогенных факторов при отсутствии практики применения нормативного акта. Это объективная причина, обусловленная невозможностью предусмотреть все последствия применения того или иного нормативного акта;
- в-третьих, недостаточная объективность и добросовестность экспертов, привлекаемых для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов, и так далее.
Большая часть организационных проблем проведения антикоррупционной экспертизы имеет объективный характер, поскольку законодательство максимально четко оговорило требования к организации данного процесса.
Проблемы проведения антикоррупционной экспертизы
К проведению антикоррупционной экспертизы могут быть привлечены следующие субъекты:
- во-первых, российская Прокуратура;
- во-вторых, исполнительный федеральный орган в сфере юстиции;
- в-третьих, органы, хозяйствующие субъекты, должностные лица в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В последнем случае речь идет о проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных актов.
Проведение антикоррупционной экспертизы направлено на выявление коррупциогенных факторов в разрезе вопросов следующего характера:
- во-первых, общегражданских и общечеловеческих свобод, прав и обязанностей;
- во-вторых, государственного и муниципального имущества, государственной и муниципальной службы, законодательства в бюджетной, налоговой, таможенной, ресурсной, строительной, природоохранной сфере;
- в-третьих, социальных гарантий лицам, находящимся на муниципальной и государственной службе.
В отношении данных объектов антикоррупционную экспертизу проводит Прокуратура России.
В большинстве случаев результаты антикоррупционной экспертизы обязательны к рассмотрению органом, ответственным за разработку и издание нормативного акта. Однако заключения по результатам антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер, что в определенной мере сводит на нет необходимость проведения такой экспертизы. Властям следует пересмотреть свою политику в отношении антикоррупционной экспертизы в целом. Независимо от того, кто является субъектом проведения антикоррупционной экспертизы или ее заказчиком, следует предусмотреть обязательность рассмотрения ее результатов в любом случае. Если наличие коррупциогенного фактора в нормальных актах обнаружено независимым экспертом, это не снижает значимость такого обнаружения. Органы и лица, ответственные за формирование проекта нормативного акта, должны учитывать сведения о наличии коррупциогенных факторов независимо от их источника.
Также к числу проблем проведения антикоррупционной экспертизы можно отнести исключение общественных советов, действующих при органах государственной и муниципальной власти, из состава субъектов, допускаемых к проведению антикоррупционной экспертизы. Это фактически отстраняет общество от контроля содержания нормативных актов на наличие коррупциогенных факторов. Общественные советы могут осуществлять антикоррупционную экспертизу только при условии получения соответствующей аккредитации. Однако включение этих общественных советов в состав субъектов проведения антикоррупционной экспертизы без этого требования позволило бы повысить степень общественного контроля за содержанием нормативных актов.