Финансовые ресурсы муниципалитетов – это совокупность бюджетных и внебюджетных средств, валютных фондов, ценных бумаг, кредитных и иных финансовых ресурсов местных органов власти, а также финансовых ресурсов, призванных компенсировать расходы муниципальных образований по реализации делегированных им государственных полномочий.
Понятие и назначение финансовых ресурсов муниципалитетов
Законодательство Российской Федерации провозглашает самостоятельность муниципального уровня власти и его независимость от системы государственного управления. Обязательным условием существования местного уровня публичной власти является наличие у этого уровня власти соответствующих финансовых ресурсов. В состав муниципальных финансов входят следующие составляющие:
- во-первых, муниципальный бюджет;
- во-вторых, муниципальные внебюджетные фонды;
- в-третьих, муниципальные и государственные ценные бумаги, приобретенные муниципалитетом;
- в-четвертых, иные денежные средства, принадлежащие муниципальным властям.
Финансовые ресурсы муниципалитетов обеспечивают базу для экономической самостоятельности муниципальных образований. В распоряжении каждого муниципального образования имеется собственный бюджет, принимаемый представительным органом муниципального управления, формируемым в результате избрания населением.
Муниципальный бюджет является централизованным фондом, аккумулирующим финансовые ресурсы конкретного муниципального образования, формируемым, утверждаемым и исполняемым, а также контролируемым самостоятельно органами муниципального управления.
Органами муниципального управления осуществляется самостоятельное определение размеров и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов муниципального управления, выборных должностных лиц муниципального управления, реализующих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, персонала муниципальных учреждений и предприятий, установление муниципальных социальных стандартов и иных нормативов расходов муниципальных бюджетов на решение вопросов местной значимости. Финансирование делегированных муниципальным органам власти государственных полномочий регулируется федеральным законодательством и обеспечивается за счет средств соответствующего бюджета. Законодательство прямо устанавливает запрет на использование средств муниципального бюджета для финансирования делегированных государственных полномочий.
Источниками формирования муниципальных финансов выступают следующие элементы:
- во-первых, государственные средства, которые передаются органам муниципального управления органами государственного управления в виде доходных источников и прав;
- во-вторых, собственные средства муниципалитетов, которые создаются за счет деятельности органов муниципального управления, к примеру, доходы от использования муниципального имущества, доходы в виде платы за услуги и так далее;
- в-третьих, заемные средства или муниципальные кредит.
Характеристика проблем формирования финансовых ресурсов муниципалитетов
Одной из наиболее значимых проблем формирования муниципальных финансов является ограниченный перечень источников доходов, закрепленных за муниципалитетами. Основная часть финансовых ресурсов бюджетной системы формируется на федеральном уровне, а затем распределяется между регионами и муниципальными образованиями. Такой подход к распределению финансовых ресурсов лишает муниципалитеты необходимой финансовой самостоятельности, обеспечивающей самобытность и самостоятельность муниципального управления в целом.
Решение этой проблемы требует пересмотра распределения источников доходов бюджетной системы между ее уровнями, однако этот процесс долговременной и требует снижения степени централизации власти, к которой федеральные власти еще не готовы.
Недостаточность финансовых ресурсов, выделяемых муниципальным бюджетом вышестоящими бюджетами, также является значимой проблемой формирования финансовых ресурсов муниципалитетов. Зачастую муниципальным властям не хватает средств не только на финансирование развития муниципального образования, но и на финансирование текущих расходов. Решение данной проблемы обеспечивается посредством закрепления за муниципальными бюджетами большего количества собственных источников доходов, позволяющих им рассчитывать на собственные средства муниципального бюджета при планировании развития муниципального образования.
Низкий уровень собираемости доходов муниципального бюджета также можно рассматривать в качестве проблемы формирования финансовых ресурсов муниципальных образований. Эта проблема является следствием низкого финансового и налогового контроля на территории муниципального образования, развития теневого бизнеса, высокой налоговой нагрузки на малый бизнес. Решение данной проблемы требует тщательного подхода к организации контрольных мероприятий, реализации мер, направленных на вывод бизнеса из теневой сферы, предоставление льгот малому бизнесу на основе принципа адресности.
Низкий уровень эффективности работы муниципальных властей над формированием неналоговых доходов муниципального бюджета. Эта проблема является следствием неэффективного управления использованием муниципального имущества, коррупции при распределении муниципальных ресурсов и так далее. Решение этой проблемы формирования муниципальных финансов требует организации эффективного менеджмента в отношении муниципального имущества, оптимизации его структуры, прозрачности распределения.
Многие проблемы формирования финансовых ресурсов муниципальных образований носят долгосрочный характер, что обусловлено отсутствием работы по их ликвидации на планомерной основе. Зачастую муниципальные власти не просто не имеют возможности решить ряд проблем формирования муниципальных финансов, а не хотят этого делать, довольствуясь тем, что муниципальный власти получают от вышестоящих бюджетов.