Проблема определения коррупции – это трудности выработки единого подхода к определению термина «коррупция» с точки зрения различных наук.
Необходимость решения проблемы определения коррупции
Правовые науки являются понятийными науками. Правовое исследование любого социального явления с теоретической или практической точки зрения начинается с определения того, что представляет собой это явление. Началом любого правоприменительного действия выступает юридическая квалификация, выражающаяся в определение юридического статуса и сущности проблемы. В рамках различных правовых систем этот процесс достаточно прост, хотя судебная практика свидетельствует о наличии судебных ошибок в результате неадекватной квалификации деяния даже в этих системах. Ситуация усложняется, если правовое развитие государства еще не вышло на нужный уровень. Результатом такой ситуации является отсутствие в науке определения сущности какого-то явления, а значит и возможности выработки адекватных мер по работе с ним.
Данная проблема напрямую связана с коррупцией. Коррупция признается одним из наиболее сложных терминов социально-правового дискурса. Коррупция в качестве многоаспектного социального явления выступает объектом интереса различных социальных наук, в том числе социологии, политологии, юриспруденции, психологии, экономики. Соответственно для каждой из этих наук характерно рассмотрение понятия коррупции со своей точки зрения. Результатом такого подхода является несовпадение, как понимания понятия, так и его социальной оценки между отдельными исследователями.
Подходы к определению коррупции
Исследователи рассматривают коррупцию в широком и узком смысле.
В первом смысле данный термин характеризуется такими науками как политология, социология, экономика. В этом случае коррупцию рассматривают как социальное явление, которое состоит в развитии практик социально-экономического характера, обусловленных действием управленческих кадров, допускающих злоупотребления своими полномочиями в личных и иных целях. Более того, некоторыми исследованиями допускается отказ от социально-моральной оценки явления коррупции, а также поддержка мнения об объективной необходимости существования коррупции. Но в большинстве случаев явление коррупции имеют четкую негативную окраску.
Во втором смысле понятие коррупции трактуется в первую очередь в юриспруденции. В этом смысле коррупция признается социально-правовыми явлениями, состоящими в наличии должностных правонарушений, характеризующихся использованием служебного положения для достижения корыстных целей. Узкий подход к пониманию понятия коррупции позволяет отграничить это явление от других негативных явлений социальной жизни. При этом порождается очередная правовая коллизия. В сферу внимания юристов попадают явления, уже получившие правовую оценку. При отсутствии правовой оценки по любым причинам право не оценивает явление. Следствием связи коррупции с частными интересами является возникновение ситуации, выражающейся в отсутствии реакции правовой системы на очевидные коррупционные явления в обществе, к примеру, лоббизм преступного уровня, незаконное обогащение, посредничество во взяточнических действиях и так далее. Это обусловлено отсутствием желания законодателей вводить меры по ограничению данных явлений.
Единого подхода к определению понятия коррупции нет и на международном уровне. Справочные документы, призванные регулировать международную борьбу с коррупционными действиями, дают такую трактовку понятия коррупция:
«Коррупция - это злоупотребление государственной властью с целью получения личных выгод.»
Аналогичной позиции придерживается Всемирный банк. Совет Европы под коррупцией понимает взяточничество или иное поведение лиц, осуществляющих государственное и иное управление, ведущие к нарушению обязанностей, которые возложены на них в соответствии с их статусом, и направленные на получение выгод незаконного характера лично для себя или иных лиц.
Для законодательства различных стран характерно отсутствие четкого определения термина «коррупция». Примером таких стран являются Дания, Англия, Индия, США, Австрия, Финляндия, Швейцария, Китай. В американской практике коррупция рассматривается как уклонение политических деятелей, государственных служащих, предпринимателей и иных лиц от выполнения своих обязанностей и государственных функций ради приватных интересов, обогащения и обеспечения роста социального статуса. Германия определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением государственных служащих, частного сектора или по собственной инициативе для получения преимущества в отношении третьих лиц или себя с причинением ущерба предприятию или обществу. Венесуэльское законодательство подразделяет коррупцию на три группы: прямую, которая представляет собой непосредственное злоупотребление властью, вымогательство, незаконное обогащение, непотизм, фаворитизм; опосредованную, представляющую собой использование влияния, взятки, политический подкуп, подлоги при голосовании; использование недостатков управляющей системы, выражающееся в умышленном неправомерном использовании государственной собственности или денежных средств для личного обогащения.
Также можно рассмотреть следующие определения коррупции. Юридическая энциклопедия рассматривает в качестве коррупционной природы преступную деятельность в сфере государственного управления и политики, заключающуюся в использовании должностными лицами своих прав и властных полномочий для личного обогащения. Криминология в качестве основного признака коррупции рассматривает продажность. В частности, по определению А.И. Долговой, коррупция выступает в качестве социального явления, характеризующегося подкупом и продажностью государственных и муниципальных служащих с целью корректного использования официальных полномочий, возможностей и авторитета.