Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг

Определение 1

Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг – это меры государственного управления, направленные на предотвращение попыток ограничения конкуренции при осуществлении закупок товаров, услуг, работ для нужд государственного и муниципального управления.

Сущность и назначение закупок товаров, работ, услуг

При организации государственного и муниципального управления у органов власти возникает потребность в приобретении тех или иных товаров, работ и услуг для нужд этого управления.

Государственные и муниципальные закупки призваны не только обеспечивать нужды органов государственного и муниципального управления в тех или иных товарах или услугах, но и оказывать регулирующее воздействие на рынок. Фактически государственные и муниципальные закупки представляет собой один из инструментов государственного регулирования экономики в условиях рынка.

Государственные и муниципальные закупки товаров, услуг, работ обеспечивают:

  • регулярное размещение заказов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, то есть формирование платежеспособного спроса;
  • выявление поставщиков по результатам конкурентной борьбы за счет проведения торгов, устанавливающих жесткие требования к участию, в том числе относительно подготовки документации;
  • получение выгоды органами государственного и муниципального управления за счет выбора наиболее привлекательного предложения победителя;
  • участие в строго регламентированных процедурах.

Механизм государственных и муниципальных закупок выступает гарантом социальной и экономической стабильности, оказывает регулирующее воздействие на товарные рынки, обеспечивает возможность заработка предпринимателям и упрочение их деловой репутации.

Законодательство предусматривает две формы осуществления закупок товаров, услуг, работ:

  • во-первых, закупки, осуществляемые на конкурентной основе, проводящиеся в форме конкурсов и аукционов. Эти закупки бывают открытого, закрытого типа, а также электронной формы. Лицом, определяющим количество этапов и ограничений, выступает заказчик;
  • во-вторых, закупки, осуществляемые на неконкурентной основе. В этом случае закупка осуществляется либо непосредственно на бирже, либо у одного поставщика. Как правило, для этого осуществляется запрос котировок. Такая форма закупок часто применяется в отношении гуманитарной помощи.
«Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Государственные и муниципальные власти, конечно же, стремятся к проведению закупок в конкурентной форме, однако это не всегда возможно.

В условиях современного законодательного регулирования процедуры государственных и муниципальных закупок стали отвечать свойствам удобства, прозрачности. Применение механизма государственных и муниципальных закупок обеспечивает снижение уровня коррупции и рост степени удовлетворения государственных и муниципальных потребностей и нужд.

Механизм осуществления государственных и муниципальных закупок достаточно сложный, что в определенной мере также выступает средством ограничения конкуренции. Не каждый поставщик способен осуществить правильное формирование пакета документации, организатор конкурса не всегда способен правильно выбрать поставщика, проконтролировать и оценить результаты исполнения.

Механизм государственных и муниципальных закупок обеспечивает эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств. За счет государственных и муниципальных закупок власти осуществляют помощь субъектам малого и среднего бизнеса, обеспечивают развитие определенных отраслей.

Антимонопольные требования к процедурам закупок товаров, работ, услуг

Федеральный закон «О защите конкуренции» в статье 17 устанавливает состав антимонопольных требований, которые предъявляются к процедурам закупок товаров, услуг, работ. В число этих требований включаются следующие:

  1. При проведении закупок товаров, услуг, работ в форме торгов или запроса котировок цен на товары, а также запроса предложений устанавливается запрет на осуществление действий, способных привести или приводящих к ограничению, недопущению или устранению конкуренции. В качестве примеров таких действий закон приводит следующие:

    • координация участников закупок со стороны организаторов или заказчиков, заключение соглашений организаторов торгов и заказчиков с участниками торгов, нацеленных на ограничение конкуренции или способных привести к этому ограничению и формированию преимуществ для определенных участников;
    • создание преимущественных условий для отдельных участников торгов, запроса котировок или предложений, включая возможности доступа к определенным сведениям;
    • нарушение порядка установления победителей торгов, запросов котировок и предложений;
    • выступление организаторов торгов, заказчиков, их персонала в качестве участников торгов, запросов котировок или предложений;
  2. При проведении закупок товаров, услуг, работ для нужд государственного и муниципального управления, в том случае если организатором закупок выступают органы государственного управления федерального и регионального уровня, органы муниципального управления, органы государственных внебюджетных фондов, установлен запрет на ограничение доступа к участию в закупках, если соответствующие положения не предусмотрены федеральным законодательством.

В случае осуществления закупок товаров, услуг, работ для нужд органов государственного и муниципального управления не допускается включение в состав лотов товаров, услуг, работ, не имеющих функциональной и технологической связи с товарами, услугами, работами, являющимися предметом торгов, запросов котировок или предложений. Эти действие также считаются попыткам ограничения конкуренции.

Попытки нарушения установленных запретов при осуществлении государственных и муниципальных закупок в отношении конкуренции являются основанием для признания совершенных сделок недействительными. Инициировать определение статуса сделки может, в том числе и антимонопольный орган.

Дата последнего обновления статьи: 17.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot