Прикладные аспекты обоснования управленческих решений в государственном и муниципальном управлении – это инструменты, обеспечивающие формирование необходимой информации, выступающие основанием для принятия того или иного управленческого решения в системе государственного и муниципального управления.
Сущность и значение государственных и муниципальных управленческих решений
Эффективность функционирования органов государственного и муниципального управления находится в прямой зависимости от того, насколько эффективно организован процесс управления. Практической реализацией процесса управления выступают государственные и муниципальные управленческие решения. Как следствие, эффективность государственного и муниципального управления зависит от управленческих решений, точнее процессов их разработки, принятия, реализация.
К процессу принятия государственных муниципальных управленческих решений предъявляются высокие требования по качеству и профессиональному уровню. Важнейшим этапом принятия государственных и муниципальных управленческих решений выступает их обоснование, которое определяет основу для выбора правильного варианта из предложенных альтернатив решения проблемы.
Деятельность любого государственного и муниципального служащего в той или иной мере связана с принятием государственных и муниципальных управленческих решений. Государственные и муниципальные управленческие решения обеспечивают реализацию любой функции государственного и муниципального управления.
Государственные и муниципальные управленческие решения представляют собой творческие и волевые действия органов государственного и муниципального управления, их должностных лиц, принимаемые на основе знаний объективных принципов функционирования государства, его регионов и муниципальных образований и анализа информации относительно их функционирования, состоящие в выборе целей, программ и методов осуществления деятельности по разрешению проблем.
Государственные и муниципальные управленческие решения рассматривается в двух аспектах:
- во-первых, они представляют собой процесс, включающий осуществление поиска, анализа, группировки необходимых сведений, а также разработки, утверждения и реализации решений;
- во-вторых, они представляют собой явления в виде плана мероприятий, постановлений, устных или письменных распоряжений и так далее.
Процесс принятия управленческих решений на государственном и муниципальном уровне представляет собой выбор лучшей альтернативы из существующих вариантов. Только выбор такой альтернативы должен обосновываться определенными данными и выводами, сделанными на их основе.
Порядок обоснования государственных и муниципальных управленческих решений
Процессу принятия государственных и муниципальных решений предшествует этап их обоснования. Ответственность за обоснование государственных и муниципальных управленческих решений ложиться на лица, отвечающие за их разработку. Эти лица должны не только обосновать возможные варианты решения проблемы, не только оценивать возможные последствия принимаемых решений, но и обеспечить согласованность предлагаемых альтернатив с ранее принимаемыми государственными и муниципальными управленческими решениями.
Обоснование государственных и муниципальных управленческих решений требует осуществления следующих действий:
- во-первых, обнаружить, определить и детализировать проблему, требующую решения;
- во-вторых, выявить критерии оценки альтернатив решения проблемы;
- в-третьих, разработать альтернативные варианты решения задачи;
- в-четвертых, оценить обоснованность предложенных альтернатив.
Обоснование государственных и муниципальных управленческих решений требует сбора, группировки и анализа данных, формирующих основу для принятия управленческих решений. От качества исходных данных, профессионализма их обработки и анализа во многом зависит эффективность государственных и муниципальных управленческих решений. Это предъявляет высокие требования к профессиональным навыкам лиц, ответственных за разработку и принятие государственных и муниципальных управленческих решений.
Трудности обоснования государственных и муниципальных управленческих решений возникают по ряду причин, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, несвоевременность получения сведений, необходимых для принятия управленческих решений;
- во-вторых, недостоверные сведения, полученные с целью принятия государственных и муниципальных управленческих решений;
- в-третьих, неполнота информации, необходимой для принятия государственных и муниципальных управленческих решений;
- в-четвертых, неправильная интерпретация сведений, необходимых для принятия государственных и муниципальных управленческих решений;
- в-пятых, профессиональность группировки и анализа сведений, необходимых для принятия государственных и муниципальных управленческих решений.
Обоснование государственных и муниципальных управленческих решений подразумевает применение различных инструментов, обеспечивающих профессиональную и полную обработку информации, формирующей основу для принятия таких решений. Инструментарий, применяемый для обоснования государственных и муниципальных управленческих решений, может включать в себя методы корреляционного и иного анализа, группировки, моделирования и так далее. Выбор того или иного метода обработки информации, необходимой для обоснования государственных и муниципальных управленческих решений, зависит от специфики этих решений, наличия сведений, требующих обработки и интерпретации. Правильность выбора инструмента обоснования государственных и муниципальных управленческих решений определяется профессионализмом и опытом того лица, которое осуществляет обоснование управленческого решения.
Обоснование государственных и муниципальных управленческих решений оказывает прямое влияние на эффективность реализации этих решений и достижение результатов.