Правовой риск – это возможное отклонение от законодательно или нормативно закрепленной модели правового поведения субъекта (отказ от соблюдения запрета, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности, реализация права недопустимыми способами и пр.), вызванное, как объективными обстоятельствами (несовершенство правового регулирования, экономический кризис и пр.), так и субъективными (низкий уровень правосознания, незнание правовых предписаний, негативные социальные установки и пр.).
Сущность нормативно-правового регулирования
Нормативно-правовое регулирование опосредует процесс властного воздействия государства в лице органов управления с использованием правовых механизмов, инструментов и мер для упорядочения общественных отношений.
Иными словами, нормативно-правовое регулирование – это процедура упорядочения общественных отношений до состояния социально полезных или социально нейтральных.
Практически нормативно-правовое регулирование представляет собой нормотворческую или законодательную деятельность, в процессе которой разрабатываются и утверждаются модели социально полезного и социально нейтрального поведения.
Очевидно, такая характеристика нормативно-правового регулирования, как степень его эффективности, качества, способна оказать существенное влияние на многие социальные процессы, вызвать негативные социальные последствия.
Одним из показателей низкого качества нормативно-правового регулирования являются такие негативные социальные процессы, как реализация правовых рисков.
Сущность правовых рисков как показателей качества нормативно-правового регулирования
Правовой теорией и практикой понятие правового риска исследуется широко. В самом общем виде категория правового риска может быть определена, как игнорирующее или нарушающее нормативные предписания поведение субъектов правоотношений. Правовые риски могут выражаться в следующих негативных социальных последствиях:
- вероятность нарушения нормативно-правовых предписаний прямо или косвенно;
- игнорирование, непонимание, непринятие или отрицание обществом, социальной группой, личностью принципов и правил нормативно-правового регулирования (незнание права, низкая правовая культура, правовой нигилизм и пр.);
- допущенные законодательными, представительными или исполнительными органами публичного управления несовершенства в установлении правового положения субъектов правоотношений, в их правах и обязанностях, например, выбор неадекватного природе общественных отношений метода нормативно-правового регулирования;
- возможное увеличение числа коллизионных проблем;
- конфликт интересов;
- прерывание преемственности и нарушение взаимосвязей в системе правового регулирования;
- нарушение взаимосвязи между способом нормативно-правового регулирования и сущностью гражданских, социальных и иных общественных процессов.
Характеристика правовых рисков как показателей качества нормативно-правового регулирования
Элементами правового риска являются предполагаемое решение, возможное событие или вероятное действие, которые нарушают нормативно-правовые предписания и наносят вред общественным отношениям.
Правовые риски обуславливаются разнообразными причинами, в том числе низким качеством нормативно-правового регулирования, например, такими его недостатками, как:
- несовершенство системы права, в том числе нарушения логики выстраивания и развития системы правовых предписаний. Указанное несовершенство может находить отражение в наличествующих между нормативно-правовыми предписаниями противоречиях, в избыточности нормативно-правового регулирования (дублировании), в пробелах нормативно-правового регулирования, то есть в неурегулировании общественных отношений, нуждающихся в нормативно-правовом регулировании, в недостатках используемых нормативно-правовых конструкций и пр.;
- несоблюдение процедуры разработки или утверждения нормативно-правового акта или принятие нормативно-правового акта ненадлежащим субъектом;
- несоответствие нормативно-правового акта низшего уровня нормативно-правовым актам более высокого уровня;
- несоответствие методов и способов нормативно-правового регулирования характеру общественных отношений;
- несоблюдение требований юридической техники, например, использование категорий, содержание которых неоднозначно, формулирование норм, которые допускают двусмысленное толкование и пр.
Приведенные недостатки в отношении качества правового регулирования обуславливают повышенность правовых рисков, а именно:
- несовершенство организации системы права обуславливает ее громоздкость, избыточность, что, в свою очередь, затрудняет ориентацию в правовых предписаниях для уяснения их подлинного смысла нередко не только граждан, но и профессиональных юристов. Такое недопонимание выступает причиной игнорирования правовых предписаний, а в последующем, влечет и снижение авторитета права как регулятора важнейших общественных отношений;
- неадекватность используемых нормативно-правовым регулированием методов и инструментов воздействия природе общественных отношений, например, избыточная жесткость методов и инструментов правового регулирования или, напротив, необоснованная мягкость такого регулирования ведет к тому, что нормативно-правовые предписания не рассматриваются населением в качестве оптимального варианта поведения или разрешения правовых споров;
- действие актов, разработка и принятие которых осуществлялись ненадлежащим субъектом или не соответствовали законным процедурам, снижает авторитет государства и права и, что еще более опасно, не дает возможности решать те общественные задачи, для решения которых они принимались;
- коллизионные нормы и пробелы в нормативно-правовом регулировании выступают причиной увеличения правовых споров и конфликтов и пр.