Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Финансовый менеджмент в государственном предприятии

Все предметы / Финансы / Финансовый менеджмент в государственном предприятии

Финансовый менеджмент в сфере государственного управления

Определение 1

Финансовый менеджмент в государственном предприятии - это система принципов, методов и форм, применяемых для осуществления эффективного регулирования финансовой деятельности государственного предприятия, включая управление денежными потоками и оптимизацию рисков.

Сам термин "финансовый менеджмент" слабо ассоциируется с государственным экономическим сектором. Это обусловлено тем, что органы государственной власти практически не применяют механизмы, регламентация которых отсутствует в нормативно-правовых актах. Особенно ярко это проявляется в финансовой сфере, где любое решение по расходованию средств становятся предметом пристального рассмотрения многочисленных контролирующих органов.

Процедуры и инструменты финансового менеджмента в государственном секторе начали активно применяться в экономически развитых странах во второй половине 1980-х годов. В это время стала преобладать позиция, в соответствии с которой государственные организации, как и частные компании, должны добиваться максимальной отдачи от финансовых средств. Со временем понимание финансового менеджмента и его ключевых принципов для государственного сектора трансформировалось. Первоначально финансовый менеджмент воспринимался в первую очередь как инструмент контроля бюджетных расходов. Современные исследователи расценивают его как систему руководства финансовыми ресурсами определенного субъекта, обеспечивающую оптимизацию использования ограниченных ресурсов для результативного и эффективного достижения целей.

Исходным пунктом финансового менеджмента в государственных организациях выступает сопоставление расходов с достигнутыми результатами, а также определение сформировавшихся соотношений. Расчёт таких показателей, как:

Готовые работы на аналогичную тему

  • экономичность,
  • эффективность,
  • результативность,

систематическое отслеживание их динамики и анализ оказывающих на неё влияние факторов используются для выполнения, корректировки и контроля управленческих решений в части увеличения или уменьшения бюджетных расходов по целям и задачам.

Цели финансового менеджмента в государственном и частном секторах отличаются:

  • финансовый менеджмент коммерческих предприятий ориентирован на максимизацию прибыли и повышение благосостояния собственников как в текущем, так и в перспективном периоде за счёт наращивания рыночной стоимости компании,
  • финансовый менеджмент в бюджетной сфере предназначен для наращивания объема оказания качественных услуг и достижения максимальной отдачи от принадлежащих всему обществу финансовых ресурсов.

Проблемы финансового менеджмента в государственном предприятии

В Российской Федерации финансовый менеджмент в государственном секторе находится на начальной стадии развития. Основные усилия, направленные на внедрение механизмов финансового менеджмента в практическую деятельность государственных предприятий, принадлежат Министерству финансов. За основу своей деятельности Министерство финансов берёт Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию. Министерство финансов ищет оптимальные процедуры мониторинга и пытается определить систему показателей мониторинга, позволяющих делать выводы о качестве управления финансовыми ресурсами.

В условиях сложной геополитической обстановки и экономических санкций, порождающих дефицит финансовых ресурсов, вопросы финансового менеджмента приобретают особую актуальность, поскольку позволяют повысить эффективность расходования бюджетных средств. Организация процесса финансового менеджмента в России сталкивается с рядом серьезных проблем, не позволяющих уверенно сказать о том, что финансовый менеджмент в сферу государственного управления уже интегрирован:

  • финансовый менеджмент не имеет должного нормативно-правового закрепления в государственном секторе. В государственном секторе он опирается на бюджетное Послание президента РФ. При этом возникает правовая коллизия. Основные ориентиры и направления бюджетной политики достаточно четко формулируются, приказы Министерства финансов определяют технологию управления, в том числе организации финансового менеджмента, но при этом нормативно-правовая и методическая база отсутствует. Не сформулированы правила игры, которые позволили бы реализовывать выделенные направления и в полной мере применять мониторинг качества осуществляемого на государственных предприятиях финансового менеджмента в рамках бюджетного процесса. Подобные правила игры должны быть сформулированы в нормативно-правовых актах, имеющих системообразующий характер. Например, в Бюджетном кодексе было бы уместно определить понятие финансового менеджмента для государственного сектора, определить основные полномочия участников процессов, связанных с организацией финансового менеджмента, а также место и роль финансового менеджмента на государственных предприятиях,
  • Министерство финансов осуществляет ежегодное формирование отчета по результатам мониторинга качества финансового менеджмента. Этот отчет направляется в Правительство РФ. Кроме того, для соблюдения принципа прозрачности деятельности результаты оценки публикуются на официальном сайте Министерства финансов. Однако нет ясности по вопросам управленческих решений, которые должны приниматься исходя из полученных результатов. Круг потребителей информации о результатах мониторинга финансового менеджмента достаточно широк. Эти сведения представляют интерес как для органов государственной власти, так и для средств массовой информации. В тоже время нет четкого понимания цикла потребления информации.

Таким образом, механизм финансового менеджмента в настоящее время интегрируется в российский государственный сектор экономики на различных уровнях: начиная с микроуровня отдельных предприятий и завершая уровнем общего бюджетного процесса. Целесообразным представляется активное использование зарубежного опыта - в первую очередь, тех стран, которые давно используют механизмы финансового менеджмента на государственных предприятиях и добились определенных успехов на этом поприще.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис