Правовые проблемы антикоррупционной экспертизы – это несовершенства правового регулирования порядка проведения антикоррупционной экспертизы, а также осуществления действий по результатам этой экспертизы.
Сущность и значение антикоррупционной экспертизы
Проблема противодействия коррупции на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем российского общества. В качестве одной из мер противодействия коррупции применяется антикоррупционная экспертиза нормативных актов и их проектов. Правовую базу проведения такой экспертизы составляет Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Антикоррупционная экспертиза – это деятельность специальных субъектов, направленная на выявление в нормативных актах и их проектах факторов коррупциогенного характера.
В качестве коррупциогенных факторов признают положения нормативных актов и их проектов, которые устанавливают для правоприменителя либо необоснованно широкие пределы усмотрения, либо возможность безосновательного применения исключений, либо положения, которые содержат трудновыполнимые, неопределенные и обременительные требования по отношению к физическим и юридическим лицам, создают условия для коррупционных действий.
В качестве субъектов осуществления антикоррупционной экспертизы выступают:
- во-первых, российская прокуратура;
- во-вторых, орган исполнительной власти федерального уровня в сфере юстиции;
- в-третьих, органы государственного и муниципального управления;
- в-четвертых, хозяйствующие субъекты и их должностные лица.
Также при использовании для оплаты антикоррупционной экспертизы нормативных актов собственных средств правом проведения такой экспертизы в независимом порядке обладают физические лица и институты гражданского общества. В последнем случае в качестве экспертов могут выступать физические и юридические лица, имеющие аккредитацию Министерства юстиции России.
Правовые проблемы антикоррупционной экспертизы и пути их решения
Одной из наиболее значимых правовых проблем антикоррупционной экспертизы выступает неоднозначность использования ее результатов. Результаты экспертизы коррупционного характера в отношении нормативных актов оформляются следующим образом:
- во-первых, в виде требования прокурора относительно изменения положений нормативного правового акта или обращения прокурора в суд;
- во-вторых, в виде заключения, составляемого по результатам проведения антикоррупционной экспертизы.
В том случае если результаты экспертизы оформлены в виде требования прокурора относительно изменения положений нормативно-правовых актов, содержание этого требования подлежит обязательному рассмотрению органом государственного и муниципального управления, хозяйствующим субъектом или должностным лицом в течение 10 дней с момента поступления такого требования. Причем орган государственного и муниципального управления, хозяйствующий субъект или должностное лицо, издавшие нормативный акт, должны учитывать требования прокурора об изменении нормативного акта сообразно своей компетенции.
Если требование прокурора относительно изменения положений нормативного акта направляется в орган государственного управления представительного характера на региональном или муниципальном уровне управления, его рассмотрение организовывается в ходе ближайшего заседания данного органа.
Законодательство допускает обжалование содержания требований прокурора относительно изменения положений нормативных актов.
Заключение по результатам экспертизы антикоррупционного характера является рекомендацией и обязательно рассматривается соответствующим органом государственного и муниципального управления, хозяйствующим субъектом или должностными лицами.
Очевидно, что рекомендательный характер заключений по результатам антикоррупционной экспертизы предоставляет возможность злоупотреблений. Рассмотрение данного заключения не ведет к обязательному устранению коррупциогенных положений нормативных актов. Следовательно, проведение антикоррупционной экспертизы в этом случае является просто потерей времени.
Результаты антикоррупционной экспертизы должны быть обязательными к исполнению, иначе эта процедура утрачивает свой смысл. Положение об обязательности рассмотрения результатов антикоррупционной экспертизы должны быть внесены в законодательство. Невыполнение результатов антикоррупционной экспертизы должно являться основанием для обращения в суд.
Также проблемой является недостаточная правовая урегулированность порядка рассмотрения в суде заявлений уполномоченных органов относительно устранения коррупциогенных факторов в нормативных актах.
Необходимо внести в Гражданский процессуальный кодекс России специальную главу, призванную урегулировать данный процесс. В этой главе необходимо установить порядок и сроки рассмотрения заключений требований, составленных в результате проведения антикоррупционных экспертиз.
Также следует признать, что одной из проблем антикоррупционной экспертизы является исключение из числа лиц, имеющих право на проведение антикоррупционной экспертизы общественных палат федерального и регионального уровня, муниципального уровня. Их участие в антикоррупционной экспертизе допустимо только при признании их статуса юридических лиц и наличии свидетельств об аккредитации в качестве независимых экспертов. При этом наделение общественных палат правом проведения антикоррупционной экспертизы позволит наиболее полно организовать профилактические меры коррупции от имени общества.
Решение правовых проблем антикоррупционной экспертизы позволит повысить эффективность применения нормативных актов, исключит возможность злоупотребления законодательством, предотвратит затраты на работу по разрешению правовых коллизий, повысит доверие общества к содержанию нормативных правовых актов.