Правовое регулирование стандартов государственных публичных услуг в странах Евросоюза – это законодательное регламентирование порядка оказания государственных публичных услуг странами Европы, обеспечивающие получение общественной пользы от публичной деятельности.
Понятие и сущность публичных государственных услуг
Государственные услуги выступают в качестве одной из форм отношений граждан, юридических лиц и органов власти, в рамках которых государство выступает в качестве поставщика услуг. Такой подход к пониманию государственных услуг обеспечивается изменением задач и роли государства в обществе, утверждением новых приоритетов и ценностей.
В практике государственного управления также встречается термин «публичные услуги». Часто термин государственные и публичные услуги применяется в одном контексте, к одним ситуациям. Такой подход к употреблению термина приводит к их максимальному сближению. В определенной мере этому способствовала публикация иностранных материалов, которые для обозначения как государственных, так и публичных услуг, применяли один термин.
Между тем между государственными и публичными услугами существуют некоторые различия. Государственные услуги преимущественно характеризуют субъекта, который оказывает эту услугу. В лице этого субъекта, как правило, выступают органы государственного управления. Также оказание государственных услуг может возлагаться на органы муниципального управления, которым полномочия на их оказание делегированы органами государственного управления.
Публичные услуги представляют собой более широкое понятие по сравнению с государственными услугами, оказание этих услуг может осуществляться как органами государственного управления, так и негосударственными структурами.
Основное отличие публичных услуг от государственных состоит в заинтересованности общества в их выполнении, наличии социальной значимости и общественного интереса. В данном случае исполнитель публичных услуг не имеет значения, главным критерием выступает эффективность оказания публичных услуг.
Государственные публичные услуги являются объектом регулирования административного права. В России правовое регулирование публичных государственных услуг находится в стадии активного становления, в то время как страны Евросоюза обеспечили значительный вклад в данную отрасль.
Правовое регулирование оказания государственных публичных услуг в Германии
Германия внесла значительный вклад в формирование административного права, регулирующего порядок оказания публичных государственных услуг. Еще в 1938 году было проведено научное исследование управления оказания публичных услуг. До этого государственное управление выступало в качестве властного, обязывающего государственного явления, затем внимание было обращено на либеральную природу государства. Формирование административного права обеспечило переход к предоставляющему государственному управлению от обязывающего государственного управления.
Административное право Германии предусматривает формирование партнерских равноправных отношений государства и населения. Негосударственная управленческая деятельность основывается не только на государственно-властных полномочиях, но и на организационных действиях, не обременяющих население, а ведущих к позитивному результату. В Германии существует электронное правительство, обеспечивающее оказание публичных услуг посредством использования информационных технологий.
Германии не формирует особую публичную собственность из имущества, которое используется для оказания публичных услуг. Однако существует статус публичных вещей, которыми признаются объекты собственности, принадлежащие разным лицам и имеющие обременение в целях использования для общего блага.
Правовое регулирование оказания государственных публичных услуг в Великобритании
Порядок оказания государственных услуг в Великобритании попал в сферу интересов государства в 1982 году. Спустя почти десятилетие была предложена концепция партии граждан, направленная на обеспечение роста стандартов полезности государственных публичных услуг. В 1999 году были продекларированы пять приоритетов, призванных обеспечить рост эффективности оказания государственных публичных услуг, улучшить их качество, применение информационных технологий для их оказания, изменение стимулирующих рычагов в отношении государственных служащих.
Правовое регулирование оказания государственных публичных услуг во Франции
Франция применяет концепцию публичных служб, деятельность которых направлена на достижение социальной полезности. Притом французское законодательство допускает делегирование обязанностей публичных служб частному сектору.
Распространение подобного подхода осуществилось не только на традиционные властные государственные прерогативы, но и на сферу гражданско-правовых обязательств. В этом смысле публичные услуги представляют собой обязательную деятельность, осуществляемую во всеобщих интересах под руководством субъектов публичного права.
Оказание публичных услуг осуществляется за счет материального и организационного аспекта, причем первый обусловлен содержанием деятельности, направленной на достижение общественной пользы, второй – субъектами публичной службы в лице органов государственного управления и уполномоченных субъектов частного права.
Общественная польза с правовой точки зрения является динамичным понятием, меняющимся в зависимости от времени.
Важным аспектом административного права, регулирующего оказания публичных услуг во Франции, является признание имущества, необходимого для оказания публичных услуг объектом публичной собственности.
Аналогичную концепцию по отношения к имуществу, используемому при оказании публичных услуг, переняли многие страны Евросоюза, например, Италия, Испания и так далее.