Государственный надзор за соблюдением законности в сфере экономики и финансов регионов – это особая функция публичного управления, осуществляемая специально уполномоченными органами регионального уровня в соответствии с требованиями законодательства, выражающаяся в мониторинге соблюдения неподведомственными субъекту надзора организациями и физическими лицами законодательства в сфере экономики и финансов.
Значение государственного контроля и надзора за соблюдением законности в сфере экономики регионов
Перестройка государственно-общественных отношений в 1990-е гг., переход от контроля государства во всех сферах жизни общества к демократическому государственно-общественному устройству, отказ от планово-административной организации экономических отношений привели к упразднению контрольно-надзорных механизмов в управлении экономикой.
Более того, закрепление принципов свободного рынка, свободной реализации организациями и физическими лицами своих экономических прав, свободной предпринимательской деятельности предполагало первоначально отсутствие необходимости в установлении контрольных процедур со стороны органов публичного управления за предпринимательскими и другими экономическими отношениями. Однако, как продемонстрировала практика России в 1990-х гг., не поддерживаемая публично-правовыми механизмами конкуренция не смогла обеспечить эффективной организации предпринимательских и других экономических отношений. Напротив, отстранение государства от правового регулирования и реализации контрольно-надзорных процедур привело к резкому снижению благосостояния значительной массы российского населения.
Так, современная Россия в качестве основного рычага собственной экономики использует сырье. Это оставляет Россию далеко позади экономически развитых стран, и даже от развивающихся, где в качестве основного двигателя экономики выступают инновационные технологии, малое и среднее предпринимательство. Российская экономика существует, как экономика монополистов сырьевого сектора, преимущественно обеспечивая интересы названных участников российского рынка. Не встречая должной поддержки, натыкаясь на многочисленные административные, налоговые, финансовые барьеры малый и средний бизнес, который в развитых и развивающихся странах является мощнейшим инструментом вывода инновационных технологий на рынок, в стране почти не развивается.
Кроме того, в отечественной системе публичного управления, в том числе и в сфере контроля и надзора, наличествует немало проблемных аспектов.
Понятие и механизмы государственного контроля и надзора за соблюдением законности в сфере экономики регионов
Прежде всего, необходимо отграничить категории государственного надзора и государственного контроля:
- государственный надзор опосредует деятельность специально уполномоченных органов публичного управления по установлению соблюдения неподведомственными лицами – организациями и гражданами – требований законодательства в сфере экономики. Предмет ведения, компетенция, процедура надзора регламентированы специальным законодательством;
- государственный контроль, в свою очередь, опосредует деятельность специально уполномоченных органов публичного управления за деятельностью подведомственных им объектов, соответствием экономической деятельности объекта контроля установленным законом параметрам.
В качестве основы правового регулирования государственного контроля и надзора за соблюдением законности в сфере экономики регионов выступает специальное федеральное законодательство по защите прав организаций и индивидуальных предпринимателей при реализации процедур контроля и надзора со стороны государства (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).
Принятие названного специального законодательства обеспечило приведение в соответствии разных что объективно повысило эффективность публичного управления в рассматриваемой сфере.
Закон упростил процедуру организации и проведения прокурорских проверок внепланового характера: была упразднена громоздкая процедура согласований проверок при поступлении соответствующих обращений или направлении материалов органов прокуратуры.
Важнейшим направлением совершенствования государственного надзора и контроля в сфере экономики регионов является увязывание частоты и глубины организуемых и реализуемых проверок с характером и объемом тех негативных последствий, к которым могут привести нарушения режима законности и снижение эффективности деятельности подконтрольных (поднадзорных) организаций и индивидуальных предпринимателей.
Государственный контроль и надзор за соблюдением законности в сфере финансов регионов
Государственный контроль и надзор за соблюдением законности в сфере финансов регионов – это реализуемая специальными органами публичного управления регионального и муниципального уровне, уполномоченными законодательными органами регионального уровня, деятельность по мониторингу соблюдения законодательства, регулирующего процессы аккумулирования, распределения, перераспределения и использования региональных и муниципальных финансовых ресурсов.
На региональной территории финансовый надзор (контроль) осуществляется посредством различных органов публичного управления. Так, в регионах имеются территориальные отделения Федерального казначейства, которые реализуют функции мониторинга бюджетных правоотношений, территориальные отделения таможенных органов, налоговых органов, которые реализуют функции мониторинга валютных отношений. Кроме того, финансовый контроль реализуется и на уровне муниципальных образований, составляющих территорию региона.
Главной целью контроля и надзора за соблюдением законности в сфере финансов регионов является обеспечение максимально эффективного использования финансовых региональных ресурсов для достижения целей благосостояния населения и социально-экономического развития региональной территории.