Всемирная торговая организация – это международная организация, учрежденная в 1995 г. для либерализации международной торговли и упорядочения торгово-политических взаимоотношений государств-участников.
Сущность и значение правил государственных закупок Всемирной торговой организации
Государственные закупки в национальной экономике рассматриваются в качестве важного элемента экономической системы, который позволяет государству:
- обеспечивать функционирование государственного механизма;
- обеспечивать национальную безопасность;
- осуществлять поддержку приоритетных для прогрессивного экономического развития отраслей экономики;
- осуществлять поддержку малых и средних предприятий и др.
Во Всемирной торговой организации используется соглашение относительно правительственных закупок, которое характеризуется необязательностью для участников организации. Указанное соглашение заключалось для того, чтобы обеспечить формирование международного рынка государственных закупок для стран-участниц. Другими словами, соглашение Всемирный торговой организации о закупках следует рассматривать как механизм международного упорядочения государственных закупок, определяющий общие правила и принципы функционирования сферы государственных закупок, в том числе определяющий обязательства государств-участников по обеспечению доступа иностранных предприятий государств-участников к закупкам.
Разработка и принятие соглашения по закупкам были связаны с необходимостью установления мировых цен на государственные закупки, поскольку до этого они осуществлялись по ценам национальной экономики, которые существенно превосходили мировые. Для обеспечения определенного компромисса в определении цен и гарантирования свободного доступа к поставкам продукта для государственных нужд, предотвращения убытков для национальных экономик необходимо было разработать международные правила государственных закупок. Правила нацелены на сохранение конкуренции на внутреннем рынке государств-участников.
Принципы государственных закупок Всемирной торговой организации
Правила государственных закупок Всемирной торговой организации предусматривают следующие принципы закупочной деятельности для государств-участников:
- принцип недискриминации, который возлагает на государства-участники обязанности предоставить как со стороны государства, так и непосредственно со стороны заказчика без каких-либо ограничений для любой другой стороны соглашения условия, аналогичные тем условиям, которые устанавливаются для национальных поставщиков. Заказчик должен гарантировать равное отношение к любым поставщикам независимо от их национальной принадлежности, не создавать для них ограничений, связанных с их национальной принадлежностью;
- принцип происхождения, который предполагает, что для цели закупки государства-участники не должны использовать правила происхождения продукта, импортируемого или поставляемого из другого государства, отличные от правил происхождения, которые обычно применяются к ввозимому продукту из того же государства;
- принцип использования электронных инструментов. Названный принцип предполагает необходимость информатизации процедур и инструментов закупочной деятельности. Иными словами, для организации закупок целесообразно использовать электронные платформы и электронные инструменты, что повышает доступность закупок для всех заинтересованных сторон и гарантирует равенство условий участия в закупке. Именно поэтому на государства-участники возлагается обязанность по использованию тех электронных инструментов закупочной деятельности, в том числе идентификационных инструментов, которые обеспечивают доступность участия в закупке и способны взаимодействовать с иными электронными площадками и информационными инструментами.
Содержит соглашение и правила, направленные на противодействие коррупции, в частности правила поведения при реализации закупочной деятельности, которые обязывают заказчика реализовывать закупки в рамках соглашения прозрачным и непредвзятым образом, что предполагает:
- соответствие правилам Всемирной торговой организации методов закупочной деятельности, в частности использование открытых торгов, выборочных и ограниченных торгов;
- предупреждение конфликта интересов;
- предупреждение коррупционного поведения.
Иными словами, государства-участники соглашения должны не просто разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия, но изначально использовать такие механизмы и инструменты, которые предупреждают применение коррупционных схем в закупочной деятельности.
Процедура государственных закупок Всемирной торговой организации
Пристальное внимание в правилах закупочной деятельности Всемирной торговой организации уделяется вопросам извещения о предстоящих торгах. В соответствии с правилами извещение о предстоящих торгах должно осуществляться в средствах массовой информации, которые легко доступны для всех заинтересованных субъектов. Кроме извещения заказчики должны публиковать резюме, содержащее положения относительно:
- предмета закупки:
- окончательной даты направления предложений для участия в закупке;
- адреса, откуда могут быть запрошены документы о закупке.
Кроме того, правилами поощряется опубликование извещения о планируемых закупках как можно более в ранний срок.
Правила ориентируют заказчиков на исчерпывающее определение условий закупки в закупочных документах для того, чтобы поставщик мог оценить имеющиеся у него финансовые, правовые, технические и иные возможности для поставки.
Правила позволяют заказчику устанавливать условия в отношении прошлого опыта поставщиков в тех закупках, для которых это имеет решающее значение. Заказчик получает право отстранить поставщика от участия в торгах в том случае, когда:
- наличествует банкротство;
- представлены ложные сведения;
- наличествуют существенные и постоянные недостатки в исполнении требований обязательств, связанных с закупочной деятельностью и др.