Постоянные комитеты Государственной Думы – это действующие при нижней палате Парламента органы, обеспечивающие реализацию отдельных функций этой палаты Парламента.
Структура постоянных комитетов Государственной Думы
Образование структуры постоянного комитета Государственной Думы основывается на принципе пропорционального представительства фракций. Общая численность комитета, постоянно действующего при Государственной Думе, находится в пределах от 12 до 35 депутатов. При комитете могут создаваться подкомитеты, ориентированные на осуществление деятельности в разрезе отдельных ее направлений. В задачу подкомитета входит предварительная проработка направляемых законопроектов, иных документов и материалов, рассмотрение их на заседаниях, подготовка предложений к заседаниям комитета по обсуждаемым вопросам.
В отношении депутатов, входящих в состав подкомитетов, действует ограничение: невозможно быть членом нескольких подкомитетов. Каждому члену подкомитета дается право решающего голоса на его заседаниях. Депутаты, которые не входят в состав подкомитета, имеют право принимать участие в его работе, наделяются правом совещательного голоса.
В структуре комитетов Государственной Думы выделяют председателей, их первых заместителей, заместителей. Избрание этих лиц осуществляется в порядке, применяемом для избрания заместителей Председателя нижней палаты Парламента. Избрание этих лиц осуществляется по представлению фракций большинством голосов от общей численности депутатов нижней палаты Парламента. Допускается проведение голосования по единому списку кандидатур. По результатам избрания формируется постановление палаты.
Председатели комитетов Государственной Думы и их заместители освобождаются от должности большинством голосов от общего количества депутатов нижней палаты Парламента. В этом случае также оформляется постановление Государственной Думы.
Утверждение структуры комитета Государственной Думы осуществляется большинством голосов от общего количества депутатов нижней палаты Парламента. В этом случае также оформляется постановление Государственной Думы. Для изменения структуры комитета также требуется постановление Государственной Думы.
Структура комитета Государственной Думы не может включать Председателя Государственной Думы.
Каждый из депутатов Государственной Думы, кроме ее Председателя и заместителей председателя, а также руководителей фракций, обязан состоять в структуре одного из комитетов Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы может входить в структуру только одного комитета.
Правомочность заседаний комитета Государственной Думы обеспечивается присутствием на нем более 50% от общей численности его членов.
Проведение заседаний осуществляется председателем комитета или его заместителем. Частоту проведения заседания определяет необходимость, однако действует ограничение в размере минимум 2 раз в месяц. Комитет государственной Думы информирует о своей работе посредством размещения объявлений на соответствующие доске.
Состав постоянных комитетов Государственной Думы
При Государственной Думе действуют следующие комитеты:
- по государственному строительству и законодательству;
- по социальной политике, труду и делам ветеранов;
- по налогам и бюджету;
- по финансовому рынку;
- по промышленности, экономической политике, предпринимательству и инновациям;
- по природным ресурсам, земельным отношениям и собственности;
- по энергетике;
- по строительству и транспорту;
- по обороне;
- по противодействию коррупции и безопасности;
- по международным делам;
- по делам СНГ, связям с соотечественниками и евразийской интеграции;
- по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления;
- по региональной политике и проблемам Дальнего Востока и Севера;
- по контролю и регламенту;
- по охране здоровья;
- по науке и образованию;
- по аграрным вопросам;
- по вопросам женщин и детей, семьи;
- по охране окружающей среды и экологии;
- по культуре;
- по развитию гражданского общества, вопросам религиозных и общественных объединений;
- по делам национальностей;
- по спорту, физической культуре, делам молодежи и туризму;
- по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике;
- по информационным технологиям, информационной политике и связям.
Перечень основных направлений деятельности комитетов Государственной Думы
Комитеты Государственной Думы обеспечивают реализацию следующих направлений деятельности:
- внесение предложений, направленных на формирование проекта работы Государственной Думы в рамках законотворчества на очередную сессию;
- внесение законопроектов в программу работы Государственной Думы на текущую сессию;
- представление отчетов относительно выполнения программы работы Государственной Думы;
- осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и подготовки к рассмотрению нижней палатой Парламента;
- подготовка проектов постановлений нижней палаты Парламента;
- осуществление подготовки и заключения относительно законопроектов и проектов постановлений;
- рассмотрение исполнения поручений Совета нижней палаты Парламента;
- подготовка запросов Конституционному Суду Российской Федерации;
- подготовка проектов постановлений нижней палаты Парламента относительно направления ее представителей в Конституционный Суд России;
- организация парламентских слушаний нижней палаты Парламента;
- составление заключений и выработка предложений по определенным проектам федерального бюджета;
- направление письменных обращений в пределах вопросов ведения федеральным органам исполнительной характера;
- экспертное сопровождение проекта ежегодного отчета относительно состояния российского законодательства;
- внесение предложений относительно проведения мероприятий в нижней палате Парламента;
- рассмотрения обращений граждан;
- рассмотрение правительственной информации относительно разработки и сроков принятия нормативно-правовых актов;
- решение вопросов организации своей деятельности;
- осуществление иной деятельности, установленной федеральным законодательством и регламентом Государственной Думы.