Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Органы управления финансами в России

Все предметы / Финансы / Органы управления финансами в России
Содержание статьи

Законодательные органы управления финансами

Определение 1

Органы управления финансами в России - это структуры, уполномоченные принимать решения в части регулирования государственных финансов Российской Федерации.

Высшие законодательные органы власти принимают участие в управлении финансами Российской Федерации. Ключевая роль отводится Федеральному собранию и двум его палатам:

  • Государственной Думе,
  • Совету Федерации.

Участие в управлении финансами Федерального собрания имеет место в процессе рассмотрения и утверждения федерального бюджета Российской Федерации и утверждения отчета об исполнении бюджета. Статья 104 Конституции РФ устанавливает, что в ведении Федерального собрания находится рассмотрение законов о налогах и сборах и обязательных платежах. Кроме того, Федеральное собрание имеет право устанавливать предельные размеры государственного долга - как внутреннего, так и внешнего.

В списке комитетов Государственной Думы имеется комитет по бюджету и налогам. Среди важнейших задач комитета можно отметить:

  • предварительное рассмотрение законопроектов,
  • подготовка законопроектов для рассмотрения их Государственной Думой,
  • внесение предложений, касающихся формирования проекта примерной программы обсуждения Государственной Думой в очередной сессии,
  • подготовка заключений по проектам постановлений, обращений, заявлений, а также по законопроектам, которые поступили на рассмотрение Государственной Думы и касаются вопросов, отнесенных к ведению комитета,
  • исполнение поручений председателя Государственной Думы, его заместителей, Совета Государственной Думы и Государственной Думы в целом,
  • анализ реализации законодательства,
  • решение вопросов, касающихся организации деятельности комитетов.

Основные вопросы, отнесенные к ведению комитета по бюджету и налогам:

  • федеральный бюджет, планируемый на очередной год и плановый период в несколько следующих лет,
  • внесение изменений в законы о федеральном бюджете,
  • отчетность по исполнению федерального бюджета в отчётном периоде,
  • бюджет Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
  • внесение изменений в бюджеты государственных внебюджетных фондов,
  • исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов,
  • внесение изменений в Бюджетный кодекс,
  • совершенствование отношений между бюджетами разных уровней,
  • рассмотрение отчетов по результатам контрольных мероприятий, проводимых Счетной палатой,
  • финансовый контроль и финансовая статистика и другие.

Готовые работы на аналогичную тему

В состав Государственной Думы входит постоянно работающий орган государственного финансового контроля. Этот орган называется Счётная палата. Счётная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита. Счетная палата создана в соответствии с положениями Конституции. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и проведение контроля за эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, а также проведение аудита результативности и реализуемости стратегических целей социально-экономического развития.

Счётная палата как орган парламентского контроля осуществляет содействие достижению прозрачности и эффективности процессов расходования бюджетных средств, а также других видов государственных ресурсов. Благодаря деятельности счетной палаты достигается большая подотчетность органов власти, повышается их ориентация на реализацию общественных интересов.

Миссией Счетной палаты является содействие ответственному и справедливому государственному управлению как условию достижения устойчивого развития общества и достойной человеческой жизни.

Чтобы реализовать свои функции, Счётная палата вступает в тесное взаимодействие с Федеральным собранием, органами исполнительной власти, структурами общественного контроля и гражданского общества, а также правоохранительными органами.

Исполнительные органы управления финансами

Важнейшее место в системе государственных органов исполнительной власти по вопросам управления финансами занимает Министерство финансов Российской Федерации. На Министерство финансов возложено общее руководство организацией финансов в стране.

К публичным целям Министерства финансов относятся:

  • структурная трансформация экономики,
  • обеспечение стабильности экономических условий,
  • обеспечение сбалансированности регионального развития путём совершенствования отношений между бюджетами,
  • улучшение конкурентной среды и условий ведения предпринимательской деятельности путем повышения качества администрирования бюджетных доходов,
  • формирование долгосрочных финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на развитие экономики и обеспечение стабильного состояния финансового рынка,
  • достижение справедливости при распределении национального дохода путем наращивания эффективности управления расходами бюджета,
  • формирование надёжных источников финансирование и развития рынка заемного капитала.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции, связанные с выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием по следующим направлениям и сферам деятельности:

  • бюджет, включая бюджетную политику, формирование и контроль за исполнением федерального бюджета,
  • налоговые отношения, включая налоговую и таможенно-тарифную политику,
  • международные отношения по вопросам налогообложения,
  • бухгалтерский учет и отчетность, включая законодательство, проекты и положения по бухгалтерскому учету и составлению отчётности,
  • аудиторская деятельность, в том числе методики и стандарты проведения аудита, надзор и контроль за аудиторской деятельностью, саморегулируемые аудиторские организации,
  • государственный долг,
  • резервный фонд, в том числе принципы формирования и предназначение резервного фонда, составление отчётности и статистические показатели,
  • фонд национального благосостояния,
  • международное сотрудничество и международные финансовые отношения,
  • реформы, в том числе основные направления и результаты пенсионной и бюджетной реформы, а также финансовые аспекты реформирования местного самоуправления,
  • финансовые рынки,
  • страховая деятельность,
  • банковская деятельность,
  • кредитная кооперация,
  • микрофинансовая деятельность,
  • организация и проведение азартных игр и лотерей, то есть основанных на риске игр.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис