Порядок оценки заявок на участие в закупках – это регламентированная положениями специального федерального законодательства и подзаконных актов процедура установления соответствия предусмотренным заказчиком критериям заявки участника контрактной системы для поставки товара, реализация работы или услуги для государственных или муниципальных нужд с целью выявления победителя конкурса и последующего заключения контракта.
Правовая основа порядка оценки заявок на участие в закупках
Согласно положениям специального закона о контрактной системе документы заказчика относительно закупки должны содержать используемые при определении поставщика, подрядчика или исполнителя параметры оценки, а именно критерии и величину их значимости. Законодательством определено, что число параметров для определения контрагента, по общему правилу, должно быть не менее 2-х, при этом одним из параметров должна выступать цена.
Процедура оценки заявок и окончательных предложений, поступающих от участников закупки, в целях определения лучшего предложения исполнения контракта, а также шкала значимости параметров оценки заявок регламентируются правилами оценки заявок участников контрактной системы, утвержденными постановлением федерального правительств.
Параметры оценки заявок на участие в закупках
В соответствии с положениями специального федерального законодательства о контрактной системе для оценки заявок участников закупки для нужд государства за основу берутся следующие основания:
- цена на товар, работу или услугу как объект контракта;
- расходы по эксплуатации и ремонту товара, а также использованию результатов работ;
- характеристики объекта контракта, в том числе качественные, функциональные и экологические;
- квалификация претендентов на исполнение контракта, в том числе требования относительно их финансового обеспечения или наличия у них на праве собственности или ином законном основании оборудования и иных материально-вещественных ресурсов, опыта их профессиональной деятельности, непосредственно связанного с контрактными обязательствами, деловой репутации, наличия у претендента специалистов и работников необходимой квалификации для реализации обязательств по контракту.
Согласно утвержденным постановлением федерального правительства правилам оценки заявок, для оценки заявки заказчик может устанавливать следующие параметры оценки:
Стоимостные параметры:
- цена товара, работы или услуги, поставляемых по контракту;
- расходы относительно эксплуатации и ремонта объекта закупки;
- стоимость жизненного цикла объекта закупки и др.
Нестоимостные параметры оценки, в том числе:
- качественные, функциональные и экологические параметры объекта контракта;
- требования относительно профессиональной квалификации претендентов на заключение контракта, в том числе относительно финансового обеспечения, оборудования, иных материально-вещественных ресурсов, наличие у них работников необходимой квалификации и др.
Здесь важно отметить, что правила оценки заявок применяются ко всем закупкам, исключение составляют только закупки, реализуемые посредством:
- аукциона;
- запроса котировок у единственного поставщика;
- проведения запроса предложений.
В указанных случаях заказчиком устанавливаются критерии оценки заявок, не регламентированные специальным федеральным законодательством.
Так, в соответствии с положениями специального федерального законодательства при реализации запроса предложений заказчик может не применять установленные законом критерии, а установить другие критерии по собственной инициативе и определить самостоятельно величину их значимости.
Порядок установления значимости критериев для оценки заявок на участие в закупках
Предельная значимость критериев оценки заявок на участие в закупках определяется в соответствии с правилами, установленными федеральным правительством, в 100 баллов. В том случае, когда в документах о закупке относительно нестоимостных параметров оценки могут устанавливаться показатели, характеризующие содержание основных параметров оценки и учитывающие специфику оценки закупаемого товара, работы или услуги по нестоимостным параметрам, для каждого параметра устанавливается значимость, согласно которой будет осуществляться оценка и предусматривается формула расчета количества баллов, которые присуждаются по таким параметрам или устанавливается шкала предельных величин значимости, содержащая интервалы изменения показателя оценки, процедуру его определения.
Сумма величин значимости показателей параметра оценки должна быть равна 100 %. Значимость параметров оценки должна определяться исходя из закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с предельными величинами значимости параметров оценки.
При реализации закупки, по итогам которой заключается контракт на реализацию строительных работ, заказчик в качестве показателя нестоимостного параметра оценки – квалификации участников закупки – должен установить опыт участника по успешной реализации строительных работ сопоставимого характера и объема. При этом значимость указанного параметра среди прочих нестоимостных критериев оценки должна составлять не менее 50 %.
Итоговая оценка заявки представляются как рейтинг, то есть сумма рейтингов по каждому параметру оценки заявки. Победителем становится участник закупки, которому присвоен наиболее высокий итоговый рейтинг.
Необходимо отметить, что специальным федеральным законодательством о контрактной системе предусматривается возможность установления федеральным правительством в отношении участников закупок отдельных видов продукта, закупка которого осуществляются посредством проведения конкурса или закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного или двухэтапного закрытого конкурса или аукциона, дополнительных требований, в частности относительно финансового состояния, относительно наличия на законном основании вещественно-материальных ресурсов и пр.