Прогнозирование в государственном управлении – это формирование имеющих научное обоснование представлений относительно тенденций развития общественных отношений и процессов, порядке, характере и сроках их изменения.
Понятие и сущность прогнозирования в государственном управлении
Прогнозирование в качестве предвидения будущего состояния государства и способов поддержания этого состояния является одной из основных функций государственного управления. Задача прогнозирования состоит в обеспечении максимально точного достижения поставленных целей государственного управления за определенный период времени.
Прогнозирование в государственном управлении представляет собой обоснованное предвидение возможного развития государства. Государственное управление протекает в условиях, при которых факторы неуправляемости и неопределенности выступают в качестве препятствия для разработки государственных планов, а также программ на перспективу. В этих условиях значимость прогнозирования в государственном управлении возрастает.
Прогнозирование осуществляется вне жестких временных рамок, ранее принятых решений, его характер является предварительным. Прогнозирование выступает в качестве источника информации в первую очередь об объектах государственного управления, которые оказывают существенное влияние на развитие социально-экономических событий и могут поддаваться воздействию со стороны органов государственного управления. При этом факторы демографического, природно-климатического, научно-познавательного, военно-политического, торгово-конъюнктурного характера признаются неуправляемыми или слабоуправляемыми, и, следовательно, трудно прогнозируемыми.
Виды прогнозирования в государственном управлении
Органы государственной власти используют следующие виды прогнозирования:
- социально-экономическое прогнозирование;
- демографическое прогнозирование;
- прогнозирование состояния трудовых ресурсов и рабочей силы;
- прогнозирование состояния природных ресурсов;
- социально-макроэкономическое прогнозирование;
- макроэкономическое прогнозирование конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков;
- научно-техническое прогнозирование;
- военно-политическое прогнозирование;
- торгово-конъюнктурное прогнозирование.
В качестве фундаментального элемента государственного прогнозирования выступают сводные макроэкономические прогнозы, которые направлены на определение ожидаемого состояния российской экономики и выявление тенденций изменения ее основных параметров, к числу которых относятся валовой внутренний продукт, объем сельскохозяйственного и промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал, реальные денежные доходы населения и так далее. Макроэкономическое прогнозирование подразумевает разработку прогнозов пессимистического, оптимистического и реалистического характера.
Характеристика методов прогнозирования в государственном управлении
При формировании макроэкономических прогнозов применяются разнообразные методы прогнозирования.
В число методов прогнозирования в государственном управлении входят:
- метод экстраполяции, в основе которого находится определение траектории будущего развития на основе сложившейся динамики прошлого развития. Областью применения данного метода прогнозирования государственного управления являются инертно протекающие процессы;
- факторное прогнозирование, которое ориентировано на выявление факторов, способных влиять на предмет прогнозирования. Цель факторного прогнозирования состоит в исследовании зависимости искомого показателям от показателей, выступающих в качестве факторов, способных оказать влияние на прогнозируемый показатель;
- модельное прогнозирование, представляющее собой метод прогнозирования, основанный на применении экономико-математического моделирования. Этот метод в системе государственного прогнозирования носит ограниченный характер из-за сложности построения макроэкономических моделей;
- экспертное прогнозирование, представляющее собой универсальный метод, подразумевающий составление прогноза экспертом, опирающимся на интуитивное знание, опыт, аналогию.
Роль прогнозирования в государственном управлении
В условиях плановой экономики прогнозирование в государственном управлении имело определяющий характер, поскольку формировало основу государственных планов, составляющих экономическую деятельность страны на многие годы. Переход к рыночной экономике не привел к отказу от прогнозирования в государственном управлении.
На сегодняшний день прогнозирование выступает в качестве неотъемлемого элемента государственного управления на любых уровнях. Прогнозирование охватывает как страну в целом, так и отдельные территории, отрасли и виды деятельности, социально-экономические проблемы и так далее. Прогнозы по различным направлениям и видам деятельности в конечном итоге формируют обобщающий прогноз социально-экономического развития страны.
Прогнозирование в государственном управлении носит поисково-целевой характер. Поисковые прогнозы подразумевают определение развития некоторых подсистем при условии неизменности государственного воздействия на них в определенный период времени. Этот прогноз позволяет выявить узкие места, устранение которых в системе государственного управления дает возможность оптимизировать социально-экономическое развитие страны. Целевые прогнозы осуществляется с учетом тех задач, которые государственной власти ставят перед экономической системой страны. Достижение цели экономического развития страны обеспечивает формирование перечня первоочередных задач для органов государственного управления. В основе разработки прогнозов находится сценарный подход, который учитывает все условия, задаваемые в качестве исходных.