Понятие и сущность муниципальной службы
Законодательство Российской Федерации дает четкое определение понятия муниципальной службы. Данное понятие закреплено в статье 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Под муниципальной службой понимают профессиональную деятельность граждан в органах муниципального управления, осуществляемую постоянно на должности, замещаемой посредством заключения трудового контракта.
В качестве нанимателя муниципальных служащих выступают муниципальные образования, от имени которых действует представитель нанимателя.
Таким представителем могут являться глава муниципального образования, руководителя органов муниципального управления, председатели избирательных комиссий, действующих в муниципальном образовании, или другие лица, обязанные в качестве нанимателя.
Муниципальную службу можно рассматривать в нескольких аспектах:
- во-первых, с точки зрения социального аспекта под муниципальной службой понимают профессиональное осуществление деятельности, имеющей общественно-полезное значение, определенными лицами по поручению муниципального образования;
- во-вторых, с точки зрения политического аспекта под муниципальной службой понимают деятельность, направленную на реализацию государственной политики, обеспечивающей достижение цели и задачи общественного развития;
- в-третьих, с правовой точки зрения под муниципальной службой понимают юридически установленные служебные отношения, реализация которых обеспечивает достижение выполнения должностных обязанностей муниципальных служащих.
Принципы осуществления муниципальной службы
Муниципальная служба осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых следует отнести:
- принцип приоритетности свобод и прав гражданина и человека;
- принцип обеспечения равного доступа граждан, владеющих государственным языком страны, к несению муниципальной службы и равных условий ее происхождения независимо от каких-либо критериев (например, раса, национальность, имущественное или должностное положение, отношение к религии, убеждения и так далее);
- принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
- принцип стабильности муниципальной службы;
- принцип информационной доступности данных по деятельности муниципальных служащих;
- принцип взаимодействия муниципальной службы с населением и общественными объединениями;
- принцип единства требований к муниципальным служащим и службе, а также учета сложившихся местных исторических традиций ее прохождения;
- принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
- принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или исполнение ненадлежащим образом должностных обязанностей;
- принцип внепартийности муниципальной службы.
Правовые основы осуществления муниципальной службы
Основным документом, регулирующим порядок осуществления муниципальной службы, является Конституция Российской Федерации, которая провозглашает обособленность органов муниципального управления от системы органов государственного управления.
Также правовые основы муниципальной службы закладываются федеральным, региональным и муниципальным законодательством. На федеральном уровне действует Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», который определяет понятие муниципальной службы, принципы ее осуществления, состав муниципальных должностей и прочие организационные аспекты.
В свою очередь, региональные власти принимают законы о муниципальной службе, устанавливающие реестр муниципальных должностей, особенности соотношения муниципальной и государственной службы на уровне субъекта и так далее. На муниципальном уровне регулируется порядок несения муниципальной службы в конкретном муниципальном образовании.
Должности муниципальной службы
Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе муниципального управления, избирательной комиссии, действующей в муниципальном образовании, образуемая согласно уставу муниципального образования и предусматривающая определенный круг обязанностей, направленных на обеспечение исполнения полномочий органа муниципального управления или избирательной комиссии.
Состав должностей муниципальной службы определяется национальным законодательством в соответствии с реестром должностей, принятым субъектом Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.
При формировании штатного расписания органов муниципального управления используются именования должностей, которые предусмотренные регистром регионального уровня.
Под регистром должностей муниципальной службы регионального уровня понимают перечень наименований должностей муниципальных служащих, которые классифицируются в соответствии с органами муниципального управления, избирательными комиссиями, действующими в муниципальных образованиях, группами и функциональными признаками должностей, определенными с учетом традиций.
В составе должностей муниципальной службы выделяются несколько групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы.
К лицам, претендующим на замещение должности муниципального служащего, предъявляются определенные квалификационные требования. Эти требования касаются образования, стажа муниципальной службы или работы по специальности, направлений подготовки, умений и знаний и так далее.
Состав квалификационных требований определяется муниципальным законодательством на основе регионального законодательства. Также квалификационные требования к муниципальным служащим устанавливаются должностными инструкциями.