Запреты, связанные с прохождением гражданской службы – это совокупность ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством по отношению к лицам, несущим государственную гражданскую службу.
Перечень запретов на допуск к государственной службе
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статьях 16-17 устанавливает совокупность ограничений и запретов, касающихся государственных служащих. Эти запреты касаются как претендентов на замещение должностей в системе гражданской службы, так и фактически несущих гражданскую службу лиц.
К несению гражданской службы не допускаются лица в следующих случаях:
- при признании их недееспособности или ограниченной дееспособности на основании решений суда, вступивших в законную силу;
- при осуждении этих лиц к наказанию, которое не допускает замещения должностей гражданской службы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
- при наличии непогашенной или неснятой судимости;
- при отказе от прохождения процедуры оформления допуска к информации, имеющий статус государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, при условии, что несение гражданской службы подразумевает работу с такими сведениями;
- при наличии заболевания, которое препятствует несению гражданской службы, при условии подтверждения его медицинским заключением;
- при наличии близкого родства с государственными служащими, при условии, что замещаемая должность находится в их непосредственной подконтрольности или подчиненности;
- при отказе от российского гражданства или получении гражданства иного государства;
- при предоставлении подложной документации или заведомо ложных данных при поступлении на государственную службу;
- при непредставлении требуемой информации или предоставлении заведомо ложных данных относительно доходов, имущества и обязательств имущественного характера.
Запреты на отдельные действия и виды деятельности
Прохождение государственной гражданской службы устанавливает запрет для государственного служащего на:
- Участие в управлении коммерческих организаций на платной основе, за исключением предусмотренных законодательством случаев;
- Замещение должностей государственной службы при избрании на государственную должность, на выборную должность в органе муниципального управления, на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе. От государственного служащего требуется полное внимание к несению государственной службы, что обеспечивает рост эффективности этой службы;
- Осуществление предпринимательской деятельности. Государственные служащие не могут участвовать в осуществлении самостоятельной инициативной деятельности на постоянной основе за счет выполнения работ, направленных на получение денежного дохода;
- Приобретение ценных бумаг, обеспечивающих получение дохода;
- Получение вознаграждения от граждан и хозяйствующих субъектов. Это не подразумевает получения знаков внимания сообразно общепризнанным нормам вежливости и гостеприимства, сувениров символического характера при участии в протокольных и иных официальных мероприятиях;
- Выезд за пределы российской территории за счет средств граждан и хозяйствующих субъектов для исполнения должностных обязанностей;
- Использование государственного имущества, материально-технических средств и иного обеспечения в целях, которые не связаны с исполнением государственных служащим его должностных обязанностей. Также запрещена передача этих ценностей другим лицам;
- Разглашение или использование сведений, носящих конфиденциальный характер, служебной информации, обусловленной исполнением должностных обязанностей, в целях, которые не связаны с государственной службой;
- Принятие наград, почетных и специальных званий других государств, международных организаций, политических партий, религиозных и общественных объединений, с которыми взаимодействует государственный служащий, при отсутствии письменного разрешения представители его нанимателя;
- Прекращение исполнения должностных обязанностей для урегулирования служебных споров. Государственным служащим недопустимо участвовать в забастовках для разрешения проблем, которые возникают на государственной службе. При принятии лица на государственную службу его уведомляет о наличии такого правоограничения, что при условии его поступления на эту службу свидетельствует о понимании и принятии этого ограничения;
- Использование служебного положения в интересах общественных объединений, политических партий, религиозных объединений. Государственная служба в Российской Федерации вносит внепартийный характер. Однако это не запрещает государственным служащим вступление в политические партии, а также осуществление руководства ими. Государственные служащие неограниченны в своих политических взглядах. При этом в системе государственной службы запрещено образовывать политические партии, общественные и религиозные объединения;
- Исполнение роли поверенного или представителя третьих лиц по делам в органах государственного управления, в рамках которого осуществляется несение государственной службы. Под представительством в этом случае понимаются действия в интересах и от имени представляемого лица.
Российское законодательство накладывает на государственных служащих существенные ограничения и запреты. Цель этих запретов состоит в сосредоточении внимания государственного служащего только на несении государственной службы, использовании служебного времени в интересах органов государственного управления и государства в целом. Лица, готовые к несению государственной службы, должны понимать суть ограничений и запретов, налагаемых на них этой службой. Применение системы запретов и ограничений также направлено на предотвращение злоупотреблений государственными служащими своим служебным положением.