Понятие видов государственной собственности на землю
Виды государственной собственности на землю – это правовые режимы собственности публично-правовых образований в отношении земли, функционирующие в государствах с федеративным устройством.
Государственная собственность на землю признается в отношении земель, которые не находятся в собственности физических и юридических лиц, а также муниципалитетов.
Государственная собственность на землю классифицируются на следующие виды:
- федеральную собственность, то есть собственность всей России в целом;
- государственную собственность регионального уровня.
Муниципальная собственность на землю обособлена от государственной собственности на землю.
В качестве собственника земли права Российской Федерации и ее регионов реализуются через систему органов государственного управления в пределах их компетенции.
В соответствии с ранее действовавшим земельным законодательством государственная собственность на землю носила обезличенный характер, однако в настоящее время земельная собственность распределена между государственными уровнями на федеральную и региональную собственность.
Государственная собственность на земельные участки характеризуется субъектами высокого уровня. В российской практике, обусловленной республиканской формы управления государством, в качестве субъекта государственной собственности на землю выступают Россия и ее регионы. Формально, поскольку органы государственного управления выступают от имени населения страны, в качестве основного собственника федеральных земель выступают граждане России в совокупности.
Использование государственных земель предполагает строгое соблюдение их целевого назначения. Государственные земли допускается использовать в тех формах, которые не могут применяться частными владельцами земель.
Характеристика федерального вида государственной собственности на землю
Федеральная государственная собственность на землю включает в свой состав следующие объекты:
- во-первых, те земли, которые заняты объектами, входящими в состав федеральной собственности исключительного характера;
- во-вторых, те земли, которые необходимы для решения федеральных задач государственного управления.
Федеральными землями считаются земельные участки:
- которые признаются в качестве таковых федеральным законодательством;
- право собственности на которые является результатом разграничения государственной собственности на землю;
- которые были приобретены Россией в соответствии с основаниями, предусмотренными гражданским правом.
К федеральным землям следует отнести:
- Земельные участки, которые обеспечивают нужды безопасности и обороны государства, охрану границы Российской Федерации;
- Земельные участки, которые заняты федеральными системами энергетического и космического назначения, объектами ядерного характера, предприятия оборонной промышленности, связи и информатики, метеорологического назначения, добывающей промышленности, топливно-энергетической отрасли, федерального транспорта, объектами федеральных органов государственного управления, федеральных водного и лесного фондов, резервных месторождений, запаса федерального значения;
- Земельные участки, на которых расположены федеральные государственные природные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, объекты наследия историко-культурного характера, имеющие общероссийское и всемирное значение, курортные лечебно-оздоровительные зоны, другие особо охраняемые природные территория федерального уровня;
- Земельные участки, являющееся собственностью Российской академии наук, иных академий наук федерального уровня, учреждений научно-исследовательского, образовательного, опытно-производственного, иного хозяйственно-научно-исследовательского назначения федерального уровня, государственных конных заводов, мелиоративных систем в соответствии с перечнем, утвержденным российским Правительством;
- Прочие земельные участки, которые относятся к таковым в соответствии с федеральным законодательством, содержанием договоров относительно разграничения полномочий и предметов ведения органов государственного управления федерального и регионального уровня, а также с иными нормативными документами.
За государством сохраняется право на передачу юридическим и физическим лицам федеральных земель с целью осуществления на их территории застройки, ведения сельского хозяйства или прочих целей. Государство имеет право на приобретение земельных участков за счет выкупа их у частных лиц, получения на основе договора дарения или по результатам прекращения права частной и муниципальной собственности, а также по иным основаниям.
Характеристика регионального вида государственной собственности на землю
Региональный вид государственной собственности на землю включает в себя земельные участки, которые расположены в рамках административно-территориальных границ конкретного региона, но не включает в себя федеральные муниципальные земли, а также земли, находящиеся в частной собственности.
Региональный вид государственной собственности на землю включает в свой состав земельные участки:
- во-первых, на которых находятся здания, сооружения, строения, являющиеся собственностью регионов России;
- во-вторых, которые предоставлены органам государственного управления регионального уровня, государственным предприятиям и учреждения, некоммерческим организациям, учредителями которых являются региональные власти;
- в-третьих, иного вида в соответствии с федеральным законодательством.
Регионы России в соответствии с гражданским правом страны наделяются возможностью приобретения земельных участков в собственность у частных лиц или государства, а также муниципальных образований.