Понятие национализации государственной собственности
Национализация государственной собственности – это процедура принудительного возмездного обращения имущества, принадлежащего гражданам и юридическим лицам, в собственности России или ее субъектов.
Процедура национализации государственной собственности регулируется следующими нормативными актами:
- во-первых, основным законом России, то есть Конституцией;
- во-вторых, бюджетным законодательством России;
- в-третьих, законодательством России по вопросу иностранных инвестиций;
- в-четвертых, федеральными законами о национализации отдельных видов имущества.
Цели и объекты национализации государственной собственности
Национализация государственной собственности проводится с целью обеспечить нужды государства.
Государственные нужды – это потребности России в работах, товарах, услугах, которые требуются ей для обороны и обеспечения безопасности государства, защиты гражданских интересов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетной системы и внебюджетных источников. Аналогичное определение распространяется на нужды субъектов России.
В качестве объектов национализации государственной собственности могут быть признаны следующие виды имущества:
- во-первых, предприятия, рассматриваемые в качестве имущественного комплекса;
- во-вторых, объекты недвижимости.
В отношении объектов имущества, имеющих стоимость свыше 10 млн минимальных размеров оплаты труда на последнюю отчетную дату, национализация возможна только при наличии соответствующего федерального закона.
В остальных случаях для осуществления процесса национализации государственной собственности достаточно следующих нормативных документов: постановлений российского Правительства, законов регионального уровня о национализации имущества.
Обязательным условием проведения национализации государственной собственности является предварительное и равноценное возмещение стоимости этого имущества и иных убытков.
Собственники национализируемого имущества вправе рассчитывать на судебную защиту своих прав.
В том случае, если национализация государственной собственности, требует издания федерального закона действуют следующие правила:
- во-первых, проект закона о национализации определенного имущества подлежит внесению в нижнюю палату российского Парламента;
- во-вторых, закон о национализации обязан содержать следующую информацию: цель национализации имущества, перечень объектов национализируемого имущества, перечень собственников национализируемого имущества, предельная величина возмещения стоимости имущества, подлежащего национализации, источник такого возмещения;
- в-третьих, в отношении такого федерального закона допускается возможность его обжалования в конституционном суде России;
- в-четвертых, в развитии федерального закона принимаются соответствующие постановления, регулирующие процедуру национализации конкретного вида имущества.
Порядок оценки и возмещения стоимости национализируемого имущества
В отношении объектов имущества, подлежащего национализации, обязательно проведение процедуры оценки. Порядок проведения такой процедуры устанавливается российским Правительством.
Основы проведения оценки имущества, подлежащего национализации, составляют следующие сведения:
- во-первых, независимая оценка национализируемого имущества;
- во-вторых, стоимость приобретения этого имущества в процессе приватизации;
- в-третьих, величина чистых активов предприятия, подлежащего национализации;
- в-четвертых, финансовые результаты, полученные по результатам использования национализируемого имущества за 3 года, которые предшествовали принятию решения о национализации этих объектов;
- в-пятых, иные обстоятельства.
При проведении оценки имущества, подлежащего национализации, в расчет принимается стоимость имущества, которая действовала до объявления решения относительно национализации рассматриваемых объектов.
На имущество, в отношении которого принято решение о его национализации, налагаются определенные ограничения. Так, при принятии решения о национализации предприятия как имущественного комплекса, запрещены сделки, величина которых превышает 2% от стоимости имущества национализируемого предприятия. Стоимость национализируемого предприятия фиксируется на последнюю отчетную дату до принятия решения о национализации.
Установленное ограничение не применяется в отношении сделок, связанных с простым осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий, подлежащих национализации.
Размер возмещения стоимости национализированного имущества определяется на основе оценки этого имущества. Оценка проводится в национальной валюте российской федерации.
Возмещение стоимости имущества, подлежащего национализации, передается его собственнику полностью до перехода права собственности к России.
Законодательство допускает различные формы возмещения стоимости имущества, подлежащего национализации. К числу этих формы относятся следующие:
- во-первых, денежная форма;
- во-вторых, форма государственных ценных бумаг, которые передаются собственнику имущества, подлежащего национализации;
- в-третьих, иное имущество, которая подлежит передаче собственнику имущества, подлежащего национализации.
Применение иных способов возмещения стоимости имущества, подлежащего национализации, возможно только при наличии соглашения между государством и собственником этого имущества.
В том случае, если собственником имущества, подлежащего национализации, является физическое лицо, возмещение может производиться посредством замены национализируемого имущества на аналогичное имущество. Если же физическое лицо желает получить возмещение иным способом, оно оформляет для этого соответствующее заявление. Стоимость обменного имущества определяется независимым оценщиком.