Полномочия органов местного самоуправления – это установленная федеральным и региональным законодательством, а также актами местного нормотворчества система взаимосвязанных правомочий и обязанностей муниципальных органов и должностных лиц, необходимых для обеспечения решения вопросов местного значения в интересах местного населения.
Значение полномочий органов местного самоуправления в сфере экономики
Теория и практика публичного управления исходит из того, что система местного самоуправления выступает наиболее приближенным к населению уровнем публичной системы управления, на нее возлагаются задачи по обеспечению ежедневных потребностей местного населения. Действующим российским законодательством в состав компетенции системы местного самоуправления включен широкий круг вопросов. Для эффективного решения таких вопросов органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями в различных областях публичного управления.
В состав ключевых аспектов компетенции органов местного самоуправления входят вопросы регулирования экономических отношений на территории муниципального образования, поскольку эффективность управления экономикой, а именно успешность формирования благоприятной среды для развития приоритетных в долгосрочной перспективе видов экономической деятельности на соответствующей территории, в конечном итоге определяет уровень благосостояния населения такой территории.
Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления
Действующим федеральном законодательством, определяющим общие принципы организации местного самоуправления в стране, в состав компетенции органов местного самоуправления включаются:
- управление имуществом, составляющим собственность муниципалитета:
- учредительная деятельность муниципалитета;
- организация и реализация местного нормотворчества;
- организация закупочной деятельности для обеспечения удовлетворения муниципальных потребностей за счет приобретения необходимых товара, работы или услуги;
- разработка и реализация планов и программ системного социально-экономического развития местной территории;
- исследование социальных и экономических параметров состояния местной территории и др.
Полномочие по управлению имуществом, составляющим собственность местной территории, является следствием конституционной гарантии местного самоуправления, заключающейся в праве местных сообществ самостоятельно управлять имуществом, составляющим муниципальную собственность. Так, в соответствии с положением Конституции России муниципальная собственность признается и защищается в стране наряду с иными формами собственности. При этом муниципальную собственность следует рассматривать как достояние местного населения, которое призвано приносить доходы в муниципальный бюджет и удовлетворять потребности местного населения.
Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления в сфере экономики
Муниципальные органы вправе распоряжаться имуществом, составляющим муниципальную собственность, передавая в пользование государственным органам, муниципальным органам и иным лицам. В соответствии с положениями федерального законодательства муниципальная собственность может быть:
- приватизирована;
- передана в хозяйственное ведение;
- передана в оперативное управление;
- отчуждено или передано в аренду и пр.
Особого внимания заслуживает вопросы приватизации имущества, составляющего муниципальную собственность. Приватизация представляет собой институт, направленный на преобразование государственной или муниципальной собственности на возмездных условиях в собственность частных лиц, организаций и индивидов. Инструментами приватизации сегодня являются:
- изменение организационно-правовой формы унитарного муниципального предприятия в общество;
- отчуждение собственности посредством продажи на аукционе или посредством публичного предложения на конкурсной основе;
- внесение собственности в качестве вклада в уставный капитал юридических лиц и др.
Для эффективной приватизации имущества, составляющего муниципальную собственность, система местного самоуправления должна гарантировать:
- открытость и прозрачность процедуры приватизации;
- обеспечение всем равного доступа к приобретению муниципального имущества.
Ресурсы, которые поступают от использования и приватизации имущества, составляющего муниципальную собственность, направляются в муниципальный бюджет для решения вопросов местного значения, прежде всего для финансирования целевых программ в социальной сфере, в том числе в сфере здравоохранения, образования, а также для обеспечения надлежащего состояния инфраструктуры местной территории.
Другим важным полномочием органов местного самоуправления в сфере экономики является возможность муниципалитета принимать участие в учреждении или самостоятельно создавать муниципальные предприятия, учреждения и иные юридические лица для решения местных вопросов. Согласно действующему законодательству муниципальные унитарные предприятия учреждаются на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Цель, процедуры и условия учреждения, назначения и освобождения от должностей руководства таких организаций, а также контроль над функционированием таких организаций устанавливаются муниципальными органами. При этом муниципальные органы несут дополнительную ответственность и гарантируют обеспечение обязательств муниципальных предприятий.
В состав обязанностей органов местного самоуправления в области экономики входит ведение реестров имущества, составляющего муниципальную собственность. Процедура ведения таких реестров регламентируется Министерством экономического развития страны. Ведение реестра позволяет повысить эффективность управления и распоряжения муниципальной собственностью, поскольку позволяет оперативно получить сведения относительно приватизированного имущества, имеющихся вариантов его использования.
Ключевое значение для эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере экономики имеет повышение эффективности использования такого имущества.