Полное собрание законов Российской империи – это полное собрание законодательных актов Российской империи, изложенных в соответствии с хронологией принятия и предметным содержанием.
Общая характеристика Полного собрания законов Российской империи
Полное собрание законов Российской империи представляет собой монументальный памятник русского права, содержащий в себе законодательные акты в хронологическом порядке. Законы, включенные в данное собрание, распространяли свою силу и действие на всю государственную и общественную жизнь.
Собрание следует отличать от Свода законов, представляющего собой шестнадцатитомное издание, сводящее многие законы в определенного рода кодексы, излагаемые не в хронологическом, а в систематическом порядке.
История издания Полного собрания законов Российской империи
Работа по составлению данного собрания законов началась в связи с осуществлением кодификационных работ, инициированных императором Николаем I. Эта работа была направлена на издание всех действующих законов, что требовало наличия полного собрания законов. До этого уже предпринимались попытки кодификации законодательства Российской империи, причем ее инициаторами выступали как цари, так и частные лица. Однако эти попытки не увенчались успехом из-за отсутствия Полного собрания законов, низкой информированности правительства, органов власти, царя и частных лиц о полном содержании российского права.
Обязанность издания данного собрания законов была возложена на Второе отделение собственной его императорского величества канцелярии в 1826 году. Во главе колоссальной кодификационной работы находился действительный тайный советник Михаил Сперанский. Его неутомимая деятельность позволила завершить в срок Полное собрание законов Российской империи. Эта работа была закончена в январе 1813 года, о чем императора информировал Сперанский. Им же в 1833 году на специальном заседании Государственного совета было представлено императору Полное собрание в составе 45 томов. Завершение этого труда стало причиной награждения Сперанского Николаем I Андреевской звездой при членах Государственного совета.
В состав данного собрания законов подлежали включению следующие составляющие:
- во-первых, действующие законы, издание которых было осуществлено после 1649 года;
- во-вторых, отмененные законы того же периода;
- в-третьих, судебные решения за указанный период в случае признания их принципиального значения.
Деятельность по составлению данного собрания заняла 4 года с 1826 по 1830. Год окончания работы по составлению собрания стал годом издания первого Полного собрания законов, включавшего в себя узаконения в период с 1649 года по 1825 год. 45 томов собрания включали в себя около 31000 нормативных актов, предметные и хронологические указатели на них.
Дальнейшая работа предполагала пополнение Полного собрания законов, второе издание которого выпускалась на ежегодной основе в период с 1830 по 1884 годы. Это собрание содержало в себе уже более 60000 законов за период с 1825 по 1881 год, то есть начиная от царствования Николая I и заканчивая царствованием Александра II. В этот период собрание включало в себя 55 томов, а также предметные и хронологические указатели.
Издание третьего собрания законов осуществлялось на ежегодной основе до 1916 года. В его состав включались законы, приходящиеся на период правления Александра III и Николая II. В состав собрания входило более 40000 законодательных актов, размещавшихся в 33 томах.
Основное назначение Полного собрания законов Российской империи
В соответствии с целями, поставленными государем, были определены следующие задачи составление Полного собрания законов:
- во-первых, понимание и уяснение истинного смысла законов, которые помещаются в Свод;
- во-вторых, организация работ законодательных органов власти по дополнению узаконений, восполнению выявленных недостатков и пробелов;
- в-третьих, изучение российской истории, ее учреждения и права;
- в-четвертых, формирование базы для дальнейшей законодательной и обобщающей работы.
Недостатки Полного собрания законов Российской империи
Полное собрание законов Российской империи было сформировано в соответствии с хронологическим методом, однако оно не в полной мере отвечало своему названию. Из него были исключены явно устаревшие акты, акты, которые не признавались удобными к оглашению. Такая избирательность свидетельствовала о попытках сокрытия некоторых политических событий, имевших по определенным причинам статус секретных. В период составления второго собрания секретные акты были выделены в два дополнительных тома.
Также в собрании отсутствовали нормативные акты, обеспечивающие регулирование внутреннего порядка функционирования правительственных учреждений, собрание не отражало акты местного права, а также акты, определявшие статус отдельных местностей Российской империи, к примеру, Великого княжества Финляндского и так далее.
В части практического использования Полное собрание законов оказалось достаточно неудобным, в связи с чем признали необходимость издания хронологического собрания законов и распоряжений правительства с 1862 года. Практика издания сборников законодательства прижилась и получила свое развитие, трансформируясь под потребности современного общества. Многие министерства и ведомства Империи располагали собственными газетами и журналами, которые размещали наиболее значимые нормативные акты этих министерств и ведомств.
Структура Полного собрания законов Российской империи
Полное собрание законов Российской империи включало в себя:
- во-первых, все российские узаконения;
- во-вторых, судебные решения, которые получили статус судебных прецедентов;
- в-третьих, судебные решения, которые получили статус толкования к принятым законам;
- в-четвертых, частные решения, отличающиеся важностью в историческом отношении.