Показатели эффективности реформы государственного управления в Российской Федерации – это система показателей, отражающих достигнутые в ходе административной реформы результаты в соотношении с затратами на осуществление этой реформы.
Принципиальные основы оценки эффективности реформы государственного управления в России
Система показателей оценки эффективности реформы государственного управления в России основана на ряде принципов, выработка которых осуществлялась с учетом международного опыта. К числу этих принципов относятся:
- во-первых, принцип наличия взаимосвязи реформ государственного управления;
- во-вторых, принцип наличия возможности разграничения отдельных направлений реформ (к примеру, административная реформа, реформа государственной службы и прочее), обусловленных реализацией программных документов;
- в-третьих, принцип обеспечения сопоставимости показателей оценки эффективности реформ государственного управления между государствами.
В основе оценки эффективности реформ государственного управления находится применение диагностических инструментов, ориентированных на исследование коррупции, государственных закупок, состояние финансовой отчетности, формирующих эмпирическую базу для первичной оценки состояния системы государственного управления и выявления необходимые для реализации реформ.
Оценка эффективности реформ государственного управления подразумевает исследование разнообразных показателей, обусловленных сущностью проводимой реформы. Это может быть количество органов государственного управления, подлежащих оптимизации, удельный вес достигнутых целей стратегического развития в общем количестве целей и так далее.
Подходы к оценке эффективности реформы государственного управления
При осуществлении оценки эффективности реформы государственного управления можно условно выделить следующие подходы:
Подход, предложенный Организацией экономического сотрудничества и развития. Суть этого подхода состоит в оценке прогресса государственных реформ в сравнении с первоначальным состоянием в разрезе следующих областей:
- во-первых, государственная служба;
- во-вторых, управление формированием и реализацией государственной политики;
- в-третьих, управление расходами государства;
- в-четвертых, контроль международных финансовых операций;
- в-пятых, внешний аудит;
- в-шестых, государственные закупки.
Подход, предложенный институтом Всемирного банка. Данный подход основан на интегральном показателе государственного управления, обеспечивающем оценку эффективности этого управления в разрезе 6 индикаторов, являющихся отражением 6 параметров государственного управления, в том числе:
- во-первых, политической стабильности;
- во-вторых, права голоса и подотчетности;
- в-третьих, эффективности правительства;
- в-четвертых, качества законодательства;
- в-пятых, верховенства закона;
- в-шестых, контроля коррупции.
Измерение данного показателя осуществляется один раз в полугодие и имеет достаточно широкое распространение. Следует отметить, что данная методика имеет определенные ограничения применения, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, наличие определенного влияния субъективных факторов, не компенсируемых даже использованием широкого круга источников информации для расчета индексов;
- во-вторых, наличие показателей, оценивающих состояние государственного управления в определенной стране только в сравнении с состоянием государственного управления в других странах;
- в-третьих, количество стран, оцениваемых при построении интегральных показателей, не является постоянным, что влияет на рейтинг определенного государства;
- в-четвертых, трудности при выявлении причин динамики показателей и так далее.
Методика оценки эффективности реформ государственного управления с помощью показатели «второго поколения»
Детальный анализ статусы реформ государственного управления осуществляется с помощью методики показателей эффективности «второго поколения». Данные показатели подразумевают наличие внешних и внутренних ограничений функционирования исполнительной власти, обладающей возможностями для осуществления своей деятельности, имеющей характеристики показателей процесса и результативности. В качестве примеров показателей данной методики можно обозначить:
Показатели ограничений исполнительной власти, в том числе:
- во-первых, горизонтальные формального характера, к примеру, время рассмотрения судебных исков в отношении исполнительных органов власти, время предоставления результатов внешнего аудита бюджетной системы;
- во-вторых, горизонтальные неформального характера, к примеру, численность политических ставленников на руководящих постах государственной службы;
- в-третьих, вертикальные внутреннего характера, к примеру, доходы регионального и местного уровней бюджетной системы в процентах к валовому внутреннему продукту и так далее;
- в-четвертых, вертикальные внешнего характера, к примеру, уровня грамотности граждан;
Возможности, имеющиеся в распоряжении исполнительной власти, в том числе:
- во-первых, показатели процесса государственного управления, к примеру, средний уровень заработной платы государственных служащих по отношению к валовому внутреннему продукту на душу населения;
- во-вторых, показатели результативности, к примеру, время ответа на обращения в органы государственного управления, качество государственных услуг и так далее.
Для данной методики характерно варьирование показателей по времени и степени внешнего воздействия. При оценке эффективности реформ государственного управления конкретной страны показатели принимают целевой характер и привязываются к достижению национальных приоритетов реформирования государственного управления. Общее число используемых показателей может превышать 100, но для проведения оценки осуществляется отбор 30-40 из них наиболее значимых. Применение данной методики подразумевает разработку плана достижения поставленных целей ведомствами, ответственными за достижение приоритетных показателей, и последующий мониторинг выполнения данного плана, обеспечивающий оценка эффективности реформы государственного управления.