Поддержка малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях – это предусмотренный в отечественном правопорядке комплекс законодательных, организационных, финансовых, налоговых и прочих мероприятий, реализуемых органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней, направленных на обеспечение устойчивого развития малого бизнеса на территории страны.
Развитие поддержки малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях
Должностными лицами и органами публичного управления необходимость поддержки субъектов малого предпринимательства была провозглашена еще в 1990-х гг. Для прогрессивного развития экономики страны поддержка малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях имеет принципиальное значение по ряду причин:
- малые предприятия способны оперативно реагировать на изменения внешней среды, переориентироваться, приспосабливаться;
- малые предприятия, как демонстрирует международная практика, более охотно внедряют инновационные технологии и решения;
- малые предприятия крайне уязвимы, поскольку не обладают значительными финансовыми ресурсами. Действия монополистов, налоговые и административные барьеры не позволяют малым предприятиям реализовать и пр.
Итак, первые мероприятия, направленные на поддержку слоя малого предпринимательства в стране, начали реализовываться в 1990-х гг., к ним относились:
- активно развивающееся законодательство, направленное на упорядочение зарождающихся и бурно развивающихся предпринимательских отношений в стране, в том числе на обеспечение становления и развития предпринимательства малого и среднего уровня в стране;
- исследование международных инструментов поддержки малого предпринимательства;
- формирование инфраструктуры публично-правовой поддержки малых предприятий на всех уровнях власти и пр.
Важнейшую роль для становления и развития малых предприятий имел специальный федеральный закон 1995 г., регламентировавший мероприятия и процедуры поддержки малых предприятий в стране. Этот закон развивал положения вновь принятой Конституции РФ 1993 г, закрепившей право личности применять свои способности и использовать имущество в предпринимательских целях свободно.
В 2007 г. был принят специальный закон, направленный на развитие малых и средних предприятий, закрепивший действующие и сегодня принципы поддержки малого и среднего бизнеса, инфраструктуру такой поддержки, системы мер, мероприятий поддержки и полномочия органов публичного управления в рассматриваемой сфере.
Несмотря на предпринимаемые органами публичного управления усилия, приходится констатировать, что в стране становления мощного слоя малых предприятий не произошло. Сегодня (в рамках наиболее позитивных исследований) доля малого бизнеса во внутреннем валовом продукте составляет около пятнадцати процентов, в то время как в развитых экономических системах зарубежных государств этот показатель составляет пятьдесят процентов.
Принципы и формы поддержки малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях
В специальном законодательстве получили закрепление следующие основные принципы оказания поддержки малым предприятиям:
- оказание поддержки заинтересованному субъекту, то есть малое предприятие, заинтересованное в конкретной мере поддержки со стороны государства или муниципального образования, должно в соответствии с утвержденным порядком обратиться с заявлением об оказании поддержки;
- формируемая государством и муниципалитетом система поддержки малых предприятий должна быть доступна для заинтересованных субъектов. При этом органами публичного управления государственного и муниципального уровней должен обеспечиваться доступ к такой поддержке на равных условиях;
- формируемая государством и муниципалитетом система поддержки должна носить открытый характер.
Эти принципы сегодня находят реализацию в широком освещении возможных мер и мероприятий поддержки на информационных порталах органов публичного управления, посредством размещения справочной информации в местах оказания государственных и муниципальных услуг, учреждения «горячих линий» и пр.
К основным формам поддержки малых предприятий относятся:
- предоставление субсидий;
- оказание образовательных услуг;
- предоставление заемных средств на льготных условиях;
- ведение бесплатной консультационной работы по правовым, налоговым и иным вопросам;
- предоставление в аренду помещений и техники и пр.
Основные проблемы и пути совершенствования поддержки малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях
Не теряет своей актуальности с момента начала формирования в стране свободного рынка и свободной экономики проблема неэффективности налогового регулирования в отношении малых предприятий, а именно: специальные и общие налоговые режимы, действующие в отношении малых предприятий, являются крайне обременительными, не отвечают принципам поддержки малого бизнеса и не позволяют малым предприятиям реализовать свой потенциал.
Наличествуют и значительные административные барьеры, например, введенные в торговле дорогостоящие процедуры отслеживания отдельных товаров (например, система «Меркурий» и пр.), кассового обслуживания (онлайн-кассы и пр.) и пр.
Кроме того, отсутствуют лояльные малому бизнесу системы кредитования и страхования.
При этом малый бизнес сталкивается и с такими практическими проблемами, как недоступность производственных площадей, техники и оборудования и пр.
Действующие сегодня меры поддержки фрагментарны, малоэффективны. Требуется совершенствование системы поддержки малых предприятий на государственном и муниципальном уровнях по следующим направлениям:
- выработка новых эффективных механизмов использования средств внебюджетных фондов;
- привлечение в сферу малого бизнеса посредством применения специальных технологий инвестиций из разных источников;
- формирования гибких налоговых режимов, способствующих полной реализации своего потенциала малыми предприятиями;
- снижение административного давления на малые предприятия и пр.